Блог Татьяны Гайдук (tatiana_gayduk) wrote,
Блог Татьяны Гайдук
tatiana_gayduk

Поход в Горный Алтай. Часть I Еланда

В начале августа сбылась одна моя давняя мечта: побывать в Горном Алтае. Причем идея ее реализации зародилась во мне еще в феврале. Тогда я только вернулась из Карелии, где любовалась природными красотами Рускеалы, и поняла, что очень хочу, наконец, увидеть алтайские красоты, о которых слышала уже не раз от многих моих знакомых.

И я начала искать тур (по традиции, на сайте "Клуба приключений") и увидела, что как раз на конец июля и на август шел набор в группы на новый тур "Все и сразу на Алтае". За 8 дней предлагалось увидеть весь Алтай, изъездив его на мини-автобусе, с ночевкой в небольших деревянных домиках, да еще и с поваром! Т.е. вполне себе комфортный вариант еще и с возможностью увидеть самые "вкусные" места Горного Алтая. Конечно, я не могла пройти мимо такого варианта и забронировала себе тур на начало августа. Ждать предстояло долгие 6 месяцев, но оно того стоило!..

Билеты нужно было брать либо до Барнаула, либо до Горно-Алтайска. Трансфер, в любом случае, предполагался. Горно-Алтайск, конечно, лучше, т.к. от Барнаула еще ехать часа 4. Но на момент покупки билетов мне было выгоднее брать до Барнаула, поэтому я купила рейс "Уральскими авиалиниями" туда-обратно. И мой вам совет: не летайте уральцами! Каждый раз зарекаюсь, а все равно у них иногда дешевле бывает, вот и ведусь на удочку... Рейс в Барнаул задержали на час, в самолете не кормят, хотя лететь 4 часа. Давали только воду и то, если попросить. И на обратном пути рейс, вообще, задержали на 2,5 часа и, у кого была потом стыковка, тот, естественно, заимел себе немало стресса... Почти все ребята из нашей группы летели до Горно-Алтайска. До Барнаула летела только я и еще семейная пара из Питера. Нас как раз и встретили рано утром в аэропорту после бессонной ночи (летели ночным рейсом).

Но для меня это были по сути, пустяки, потому что хотелось быстрее увидеть все красоты, окунуться в атмосферу путешествия, так что я чувствовала себя бодрячком! :)

По сути, весь первый день мы добирались до места ночевки. В аэропорту меня и пару из Питера встретила гид Екатерина, с ней был наш повар Юрий и водитель Олег. Нам еще предстояло доехать до Горно-Алтайска и забрать оставшуюся часть группы (7 девушек) и уже вместе ехать дальше. Дорогу до Горно-Алтайска мы все дружно проспали: рейс был ночной, так что хотелось только спать. В итоге в общей сложности мы добирались добрых часов 8 до села Еланда, где нам предстояло прожить несколько дней. Тур был составлен так, что мы добирались до какого-то места и уже оттуда либо ездили на мини-автобусе, либо ходили в небольшие радиалки, чтобы посмотреть природные красоты. Это удобно: ты все время перемещаешься, все время у тебя новые виды за окном, ночуешь в новых местах. Но, конечно, под конец такого путешествия ты устаешь: почти все время проводишь в дороге, а дороги в Горном Алтае - это то еще приключение, добрая половина группы у нас сидела на таблетках от укачивания... Я не знаю, каким чудом меня почти не укачало за все время, хотя я всегда ела перед дорогой, а мой вестибулярный аппарат очень слабый, но все наши переезды, горные серпантины я стоически выдержала :) Наверно, потому что, все время была в состоянии эйфории от того, что видела за окном. :) Потому что в Алтай я влюбилась сразу и навсегда.

Кстати, наш водитель Олег, услышав, как мы говорим "Алтай", поправил нас, сказав, что мы приехали именно в Горный Алтай, а просто Алтай - это, допустим, Барнаул, Бийск. Но это и видно: когда мы ехали из Барнаула до Горно-Алтайска, пейзаж был преимущественно однотипный, равнинный... А стоило пересечь границу, буквально сразу пошли горы, возвышенности и пейзажи шли по нарастанию красоты. :)

Еще один нюанс: больше, чем внезапную отмену поездки из-за ковида, я боялась... алтайских клещей! От многих я слышала про этих жутких монстров, которые являются переносчиками всякой заразы: от энцефалита до болезни Лайма. Думала даже сделать прививку... Но потом почитала на форумах, что клещи мало активны уже в июле и августе, наибольшая их активность приходится все же на апрель-май. Кстати, эта пора самая красивая в Горном Алтае, как мне сказали местные: тогда все цветет и Алтай просто великолепен, но есть вот такая угроза... Я, конечно, брала с собой кучу репеллентов и специальную одежду с длинным рукавом, но на месте мне сказали, что клещей в августе нет, так что можно не волноваться. Так у меня эти репелленты и пролежали в рюкзаке.

Итак, весь четверг 5 августа мы добирались до первого нашего места ночевки, села Еланда. О нем сегодня и пойдет речь.

Ближе к вечеру мы добрались до места и нас сразу расселили по домикам. Домиков на нас всех было всего 3, наш домик рассчитывался на 4, и поскольку я была одна, то меня подселили к троим девушкам-подружкам. Собственно, на Алтае не следует ожидать каких-то супер-комфортабельных отелей, невероятного люкса... Здесь все просто, обычно по дороге мы встречали базы отдыха, где были небольшие домики. Удобства везде на улице. Душ был не везде, кое-где за него нужно было доплатить. Конкретно в Еланде мы жили с наибольшим комфортом, был душ в отдельном домике, бесплатно. Туалет деревенский (простите, дырка в полу).

01. Внутри нашего домика. Главное, было электричество! А это здесь роскошь. :) Правда, не было связи, от слова совсем. Когда приезжаете в Горный Алтай о цивилизации лучше сразу забыть. Связь появлялась иногда, когда мы переезжали между населенными пунтками. А так... живешь себе без этого цифрового мусора и красота!..

02. Домик в традиционном алтайском стиле, построен в виде юрты. Внутри все просто, многое сделано своими руками. Белье чистое. Но все спали в одежде, потому что ночью здесь очень холодно, мы подмерзали. А еще скреблись мыши и по углам свисала паутина со всякой живностью. В первую ночь из-за разницы во времени (плюс 4 часа к московскому) все долго не могли уснуть. А, вообще, на Алтае я мало спала: почему-то все время мучила бессоница, видимо, из-за обилия впечатлений. И спала часа по 4 каждый день. Но удивительно, энергии было все равно много! То ли дело в Москве...

03. Наш домик со внешней стороны. Само место очень классное. Оно окружено горами, а внизу течет холодная река Катунь.

04. Помимо нашей группы здесь еще гостили другие люди. У них домики были получше. ;)

06. Территория здесь довольно ухоженная, много цветов, будто приехал на деревню к алтайской бабуле. Вечером следующего уже дня была баня, но я туда пока не пошла (моя баня случится со мной в другом месте, но об этом в следующих постах;). Ели мы на улице под навесом. Наш повар Юрий (путешественник со стажем, побывал, по-моему, на всех горах:)) в миру финансовый аналитик и логист (иногда интересно: каких-то только людей не встретишь в походах, за это я их и люблю!..) Готовил Юра довольно неплохо: на завтраки традиционные каши, на обед обычно какой-то суп, на ужин макароны с тушенкой или гречка. Не могу сказать, что выбора еды было много, но мы и не голодали: часто ходили в местные магазинчики и закупались там кто местным пивом с чипсами, а я местной газировкой. Все тосковала по напитку "Лисенок", который попробовала в Архызе :)

07. И прямо под домиками в низинке был спуск к реке, к которой я тут же побежала, едва распаковав вещи. Эта и было по сути мое первое впечатление от Алтая... Здесь, возле реки я провела немало приятных и запоминающихся минут...

09. В тот день прошел дождик. Небо было затянуто тучами. А молочная Катунь казалась еще холоднее...

12. И все равно, даже в пасмурную погоду я была в полном восторге от этих мест: т.е. ты просыпаешься, спускаешься к реке и встречаешь утро вот так!.. Как это может оставить равнодушным??

15. А это уже после дождя. Все сразу зазеленело и засверкало...

16. Это возле нашей базы отдыха. Тут живут и местные, и приезжие, которые держат вот такие базы. У местных мы покупали парное молоко и пирожки.

17. Эти места, кстати, сильно напомнили мне Архыз. Вообще, забегая вперед, знаете в чем, на мой взгляд, феномен Алтая? В том что он всегда разный и вмещает в себя столько разных стран и природных ландшафтов... Я увидела здесь и Исландию, и Грузию, Норвегию, Черногорию, да что там, даже Иран! Здесь действительно удивительная природа, и эти виды никогда не приедаются...

18. А вот облако прилегло отдохнуть на гору.

20. А это какая-то Швейцария прям :)

21. Кстати, о базе отдыха. Наш гид Катя постоянно повторяла нам, чтобы мы не ходили за территорию базы в одиночку. И не только здесь, в Еланде. Мол, местные могут как-то недружелюбно себя с нами повести, мало ли что... Местные жители - алтайцы, насколько я поняла, не сильно в восторге от обилия туристов, а с пандемией их становится все больше и больше. Сюда приезжают жители других городов (по большей части, москвичи), строят вот такие базы отдыха и отбирают хлеб у местных, не привлекая их в туристический бизнес.

23. Кстати, на территории росло много деревьев с вот такими маленькими ранетками. Они падали, уже хорошо красные, на землю, и кое-где вся она была усыпана крохотными яблочками. В этом году осень на Алтай пришла раньше обычного недели на 2.

24. Здесь на Катуни мы видели много групп, сплавляющихся на рафтах. Популярный здесь вид туризма. Но рафтинга мне хватило в Архызе. :) Предпочитаю теперь байдарки. :)

25. Мы поужинали, и я вновь спустилась к реке. Здесь классно просто сидеть на огромных валунах и смотреть, как по реке проплывают трупы твоих врагов рафты. Или любоваться горами-исполинами, нависающими над рекой.

28. А еще можно сделать фото на память.

29. На берегу реки я потом проводила вечера, встречала закаты и рассветы и все не могла налюбоваться, надышаться этими видами... Было так хорошо, просто сидеть и смотреть на все это, разговаривать с рекой, доверяя свои секреты...

33. Все эти фотографии кажутся жалким подобием того, что ты действительно видишь, попадая в эти места... Дышишь свежим горным воздухом, слышишь шепот сосен и тихую песнь реки. И не веришь тому, что все это случилось именно с тобой, что ты тот самый счастливчик, которому повезло все это увидеть. И это все только твое, кругом - ни души!

В солнечную погоду здешние места, конечно, преображаются и предстают во всем своем великолепии.

Из Еланды у нас по плану было несколько вылазок (о них я напишу в следующих постах). Кстати, почти вся дорога у нас проходила по живописнейшему Чуйскому тракту, который доходит аж до границы с Монголией (туда мы тоже доехали;), но об этом позже). Чуйский тракт входит в ТОП-10 красивейших дорог мир по версии журнала "National Geographic" и вполне заслуженно!

В Еланде мы в общей сложности провели две ночи, первый день был день приезда, так сказать, акклиматизационный. Основная программа началась уже в пятницу, 6 августа. Мы сходили в ущелье горных духов Че-Чкыш, а потом поехали к Тельдекпенским порогам (об этом в следующем посте!).

38. Эти фото сделаны неподалеку от нашей базы отдыха, как раз на следующий день.

40. В Катуни, кстати, можно было искупаться. Почти все в нашей группе вечером на следующий день сходили в баню, а потом окунались в прохладную Катунь. Эх, я сей кайф вынуждена была пропусить, так что просто порадовалась за них.

42. Вот что меня еще поразило в Горном Алтае, помимо сумасшедшей природы: какое-то невероятное количество коров и лошадей! Мы проехали реально весь регион и столько буренок я еще никогда в жизни не видала! Они тут почти на вольном выпасе, все чистенькие, упитанные, нагловатые и дорогу уступать не хотят. :) Но домашняя скотина здесь действительно способ выжить. Почти все ее держат и за счет этого и живут.

43. А это фото все того же места на Катуни у нашей базы отдыха. Таким оно предстало в солнечную погоду.

46. Норвегия, ей-богу! Нет, лучше: Россия, Горный Алтай!

50. Простите, что так много фото одного места, но оно реально запало мне в душу. Потом перезжая на другие стоянки, мы спрашивали друг у друга: "Ну, какое тебе место больше всего понравилось?" Честно? Все крутые! Но, наверное, вот прямо в душу мне запало это место на реке Катунь в селе Еланда. Может, потому, что оно было первым моим ярким впечатлением, первой встречей. Может, потому, что здесь я действительно проводила почти все свободное время. Старалась бежать сюда сразу после пробуждения и потом перед сном, когда все темнело вокруг. Брала с собой термос, вкусняшку, садилась у реки на камни и чувствовала себя баловнем судьбы. "Ну, когда еще у меня будет ужин или кофе на завтрак вот с таким видом?", думала я.

52. И вот сидишь ты на берегу, где-то высоко-высоко в небе летают ястребы или орлы, а ты жмуришься от солнышка и предвкушаешь совершенно умопомрачительные приключения, которые еще только ждут тебя здесь...

В следующем посте отправляемся к горным духам, поднимаемся на гору, изучаем ботанику на примере конопли и многое-многое другое. ;)