Блог Татьяны Гайдук (tatiana_gayduk) wrote,
Блог Татьяны Гайдук
tatiana_gayduk

Categories:

О маскулинности и форс-мажоре



При всей моей любви к кинематографу не все просмотренные мною фильмы  могут "похвастаться" тем, чтобы произвели на меня хоть какое-то впечатление. Я привередлива и избирательна в этом отношении. Но какие-то фильмы находят меня сами, случайно, как вспышка, откровение или ответ на какие-то волнующие меня вопросы.

И тогда возникает желание поделиться: "А вдруг кому-то еще это будет интересно и важно?"

Мой блог в последнее время сузился до туристических заметок или рассказов о Москве, но это лишь малая часть моей жизни. А задумывался-то он, скорее, как дневник, как место для самовыражения и публикации того, что меня занимает и волнует, что представляет интерес. Поэтому мне хотелось бы иногда выходить за привычные рамки и вести с вами совсем другой диалог.

Я знаю, сейчас не принято читать длинные тексты, чьи-то измышления, да и вообще, слова постепенно вытесняются яркими картинками, а эмоции выражаются всевозможными "смайликами". Но я все же рискну.

Сегодня на примере одного фильма я хочу поговорить об истинной и ложной маскулинности.



Речь пойдет о фильме шведского режиссера Рубена Эстлунда "Форс-мажор" 2014 (швед. Turist). Фильм на удивление был удостоен множества международных наград, в том числе и приза жюри Каннского кинофестиваля "Особый взгляд" и также был выбран в качестве шведской заявки на премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке и попал в январский шорт-лист, но так и не был номинирован.




Краткое содержание фильма: "Семья из Швеции отдыхает во Французских Альпах: бизнесмен Томас, его жена Эбба и двое детей. На второй день контролируемая снежная лавина выходит из-под контроля и засыпает их во время завтрака. Томас в панике убегает, оставляя жену и детей. Никто из них не пострадал, и через пару минут он возвращается. Трусость мужа и нежелание признать свою ошибку создает конфликт в их браке."

Фильм не отличается особым напряженным сюжетом, нельзя его назвать и стопроцентно артхаусным, скорее психологической драмой. Но не сам сюжет меня привлек, хотя, в целом, фильм понравился.

Попробую объяснить. Вот она довольно средняя, скажем так, ничем не выдающаяся семья: он, она и двое детей. Каждодневная рутина, заученные правила. Все привычно, отлажено. Все всё друг про друга знают и понимают. Кажется, что знают...

И вот они приезжают на отдых, покататься на лыжах, отвлечься от рабочей рутины, и, кажется, с виду все хорошо и благополучно. Они сидят в кафе, мирно беседует, как вдруг на них начинает надвигаться мощная лавина. Жена волнуется: их вот-вот накроет, муж пока спокоен, мол, ничего, до нас не дойдет. Но доли секунды и все понимают, что горное кафе сейчас завалит снегом. Начинается паника, народ спасается бегством, женщина, повинуясь материнскому инстинкту, падает на пол, заслоняя собой детей. Мужчина... хватает со стола телефон, перчатки и убегает прочь.

Проходят долгие секунды и становится понятно, что это была не сама лавина, а снежная взвесь, так что никто не пострадал. Все возвращаются в отель, и жена, пытаясь осмыслить все произошедшее, хочет как-то поговорить с мужем, ждет, что он как-то прокомментирует свое бегство, первым заговорит об этом. Но он делает вид, будто ничего не произошло. Терзаемая вопросами, жена все-таки вызывает мужа на разговор и тут выясняется, что в интерпретации мужа все было совсем иначе. Что на самом деле ничего такого не произошло, что не помнит, чтобы он сбежал, т.е. не признает свою слабость. Все дальнейшее действо посвящено тому недоверию, которое нарастает между супругами по мере того, как жена пытается добиться от мужа его признания в собственной "недомаскулинности".

Проблем здесь можно выделить несколько: и стереотипность гендерного восприятия, и слабые стороны в западных ценностях, эта привычка "делать лицо" при плохой игре. Но я хочу порассуждать об истинной и ложной маскулинности (читай: мужественности), как продукта стереотипного воспитания.

С самом детства мы растем в обществе с довольно четкими ролевыми ожиданиями от обоих полов: если девочка, то непременно любящая жена, мать, хозяйка, хранительница очага, мягкая, слабая, податливая, нежная, удобная.

Если мужчина, то сильный, смелый, надежный защитник, добытчик, не знающий слез, эдакий сгусток тестостерона и брутальности.
И вот этот образчик мужественности простите, облажался. Просто сработал инстинкт самосохранения. И это нормально! В критическую минуту мужчина подумал о себе, а не о своих близких. Но признаться в своей слабости, недомужественности он не может даже самому себе. Как же так! Я же мужик, такого просто не могло произойти, я не мог струсить! Проще винить во всем окружающих, жену, кого угодно, но не признаваться в своей совершенно человеческой природе, своем праве на ошибку, пытаясь таким образом разобраться и, возможно, стать ближе тем самым для своей жены.

Почему мужчины так бояться показаться слабыми, ранимыми, любящими, нежными, трусливыми, разными... Они боятся потерять таким образом свою мужественность? Но что тогда истинная мужественность? Вряд ли под это определение подойдет поигрывание бицепсами и разбрызгивание тестостерона.

Истинная мужественность предполагает, в том числе, и умение признавать свою слабость, свой не всегда "мачизм" и не отстаивать во что бы то ни стало с пеной у рта свою главенствующую позицию в браке... Маскулинность - это умение брать на себя ответственность за все поступки, которые ты совершаешь, не ища оправдания им где-то извне, а лишь внутри себя.

Я ненавижу слова: "Ты же мальчик, ты не должен плакать, ты должен быть сильным!" Слезы - это просто выплеск эмоций, ровно такой же как смех или гнев. Почему смеяться или гневаться можно, а плакать нет? Слезы - это не стыдно. Слабость - это нормально. Страх - это нормально. И эти качества далеко не всегда свойственны лишь женщинам. У них, вообще, на мой взгляд, не должно быть гендерных характеристик.

Фильм, кстати, заканчивается довольно оптимистично, хотя есть момент открытого финала, не буду спойлерить, если кому интересно будет увидеть. Дело не в этом.

Наша природа изначально эгоистична. В этом смысле она не имеет никаких половых различий. Самое главное - это уметь честно признаться себе в своем несовершенстве, в праве на ошибку, не видеть слабости в том, чтобы просить о помощи.

Маскулинность - это не когда ты не падаешь. Это когда ты упал, но находишь в себе силы встать. Или попросить руку, чтобы подняться.


Tags: кино, личное, мысли, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • О пище духовной

    В прошедший четверг мы, как я и обещала в предыдущем посте, побывали на дипломном спектакле студентов ВГИКа "Мастер и Маргарита"…

  • Кино ноября

    Ноябрь по всем статьям выдался непростым. Неопределенность с работой, будущим, да и мировая ситуация тоже радостными сводками не…

  • Кино-выходные или Пара слов о сущности бытия

    Прошлые выходные прошли у меня под знаком "кино": решила восполнить некоторые проблемы за 2013 год. Надо сказать, что просмотр кинофильмов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “кино” Tag

  • О пище духовной

    В прошедший четверг мы, как я и обещала в предыдущем посте, побывали на дипломном спектакле студентов ВГИКа "Мастер и Маргарита"…

  • Кино ноября

    Ноябрь по всем статьям выдался непростым. Неопределенность с работой, будущим, да и мировая ситуация тоже радостными сводками не…

  • Кино-выходные или Пара слов о сущности бытия

    Прошлые выходные прошли у меня под знаком "кино": решила восполнить некоторые проблемы за 2013 год. Надо сказать, что просмотр кинофильмов…