Блог Татьяны Гайдук (tatiana_gayduk) wrote,
Блог Татьяны Гайдук
tatiana_gayduk

Крым зимой. Часть II Тропа Голицына и Генуэзская крепость

Ранним утром 1 января 2020 года, когда вся страна еще спала мертвецким сном после бурных возлияний и празднований, одна странная на вид парочка выдвинулась из своего холодного отеля в Судаке, чтобы протоптать по тропе Голицына (простите за каламбур) в Новом Свете. По-моему, для 1 января - это самое что ни на есть лучшее занятие! :)

Эти двое оставили своего верного боевого коня Росинанта внизу неподалеку от какого-то отеля и двинулись навстречу неизвестности. Небо едва-едва продрало заспанные глаза, солнце еще досматривало последние сны, и все в округе мирно дремало.

01. Что же привело наших Дон Кихота и Санчо Панса в эти края?

02. Горы? Да. Природа? Ну а как же! Тихие живописные бухты? Всенепременнейше! И еще немного жажда приключений. ;)

04.И пока вы тут любуетесь видами, я расскажу вам немного об этой достопримечательности Крыма.

Сейчас кто сильно боится букв, может листать дальше, а для остальных справка:

"Тропа Голицына (Соколиная тропа) — горная тропа, вырубленная на склоне горы Коба-Кая, расположена вдоль береговой линии к юго-западу от посёлка Новый Свет (Крым). Проложена в 1912 году к приезду царя Николая II по приказу князя Льва Сергеевича Голицына. В настоящее время — популярный экскурсионный маршрут.

Николай II посетил имение Льва Сергеевича в 1912 году с семьёй. Считается, что именно после визита царя в селение Парадиз (от фр. Paradis — «рай»), где князь скупил земли, чтобы заниматься виноделием, посёлок и получил своё нынешнее название — Новый Свет. После прогулки по обустроенной Голицыным тропе Николай II попробовал шампанское местного производства и заявил, что увидел жизнь в новом свете. А тропа, по которой он гулял, была названа тропой Голицына."
Длина маршрута от входа до выхода 2600 м. Это кажется немного. Но, на самом деле, дорога не прямая, а петляет, то вниз то вверх, так что на ее прохождение нужно закладывать часа два, два с половиной в одну сторону. Забегая вперед, скажу, что мы дошли ровно до ее середины (но она самая живописная, потому что потом дорога идет через лес. И потом вернулись тем же путем обратно. Получается, что в итоге мы ее и прошли.

Я уж не знаю, как часто товарищ Голицын нарезал по ней круги, если только не сдавал кандидатский минимум на мастера спорта. :)

07. Что особенного в этой тропе? Прежде всего, живописные бухты и гроты: Грот Голицына, Синяя бухта, Голубая бухта, Мыс Капчик.

08. Тропа Голицына берёт начало на юго-западном берегу Зелёной бухты (старое название - Судак-Лиманская). Начальная часть маршрута простирается под северным склоном горы Коба-Кая, также известной как Пещерная. Так названа она потому, что в ней много полостей. Одна из таких полостей составляет грот Голицына.

09. Это примерно начало пути. Я еще довольная. :)))

10. Вот показался Грот Голицына.

14.   Грот Голицына (Эстрадный грот, грот Шаляпина) — крупный естественный грот, выбитый морскими волнами в горе Коба-Кая (Пещерная). Высота грота ~25-30 метров, ширина — до 17 м. В средние века в нём находился христианский пещерный монастырь. Вплоть до XIX века на одной из его стен сохранялись остатки росписи. Позднее здесь была винотека Голицына. Каменные арки — хранилища для шампанского, сохранились до наших дней. В глубине грота видна эстрада для музыкантов. Здесь же в полу вырыт небольшой колодец, где постоянно собирается чистая родниковая вода.

Считается, что на каменной эстраде в этом гроте пел сам Шаляпин, существует даже легенда, что от сильного голоса последнего разбился бокал с шампанским. Поэтому грот был назван в его честь, а также одна из улиц посёлка, хотя по другим источникам известно, что великий русский оперный певец никогда не посещал Новый Свет. Сейчас иногда на эстраде проводятся концерты, тоже с шампанским и фейерверком.

18. После Зеленой вы попадаете в Синюю бухту и видите Мыс Капчик, который напомнил мне какого-то доисторического ящера.

20. Синяя бухта, называемая также Разбойничья, ограничена с востока горой Коба-Кая, а с запада мысом Капчик. Во времена тавров и древних греков здесь, по легенде, прятались пиратские суда. Мыс Капчик (мыс Хоба-Бурун, пещерный мыс, тюрк. капчик — узкий длинный мешочек, который носили на поясе Дервиши) — узкий длинный мыс с узким перешейком; по происхождению — древний коралловый риф. Мыс разделяет Синюю и Голубую бухты. В средней части мыса имеется 77 метровый сквозной грот, сейчас закрытый для посещения.

21. Идти было несложно, просто наверху периодически задували ветра.

22.Ну точно дракон какой-то!

23. Мы шли (точнее муж шел далеко впереди, а я, по обыкновению своему, телепалась сзади) вдоль скал, а я все косилась на них боязливо: все же камнепады тут не исключены.

24. Но вы не думайте, что тут сплошные море и скалы. Тут есть растительность! Вечнозеленые сосны, можжевельник.

27. Мы хотели пройти на "голову" мыса, но там стояла табличка, что проход закрыт. Ну, мы нарушать не стали. А то мало ли что, вдруг снег башка попадет...

28. За мысом Капчик открывается вид на Голубую (Делилиманскую) бухту, которая с востока ограничена самим мысом Капчик, а с запада горой Караул-Оба. На побережье этой бухты расположен пляж, который облюбовали ещё царские особы, поэтому пляж и называется Царским. В настоящее время Царский пляж расположен на территории заповедника — заказника «Новый Свет», и доступ к нему ограничен. На мысе Капчик тропа Голицына переходит в Можжевеловую рощу, ведущую в центр посёлка «Новый Свет».

30. Где-то был как раз тот самый сквозной грот, но он был закрыт на замок. Печалька!

31.Эта бухта мне понравилась больше всего. Здесь было тихо, и вода была совсем бирюзовая. Жаль, мои фото едва ли это передают...

33. Это как раз со стороны сквозного грота. Дальше путь закрыт. Мы какое-то время потоптались тут и решили двигаться обратно, потому что дальше дорога шла уже через рощу.

36. Небо уже начало голубеть. Кстати, мы пока шли сюда, были здесь единственными турЫстами, а вот на обратном пути уже попадались люди. Так что не только нам 1 января дома не сиделось. :)

40. Вот такая она, Тропа Голицына. Мне понравилось, несмотря на то, что в тот день я чувствовала себя не очень хорошо. Путь свой я честно прошла. :)

44. А вот и солнышко показалось!

45. Добравшись до места старта, мы заглянули в местное кафе при отеле, выпили там кофию с десертами, заправились, короче, повеселели, отдохнули. И поехали дальше. По плану у нас была следующей Генуэзская крепость.

46. 1 января ходить по всяким там достопримечательностям очень даже выгодно. Например, вход в крепость был бесплатным!

47. Генуэзская крепость (годы строительства 1371 - 1469) была построена генуэзцами (неожиданно, да?) как опорный пункт для своей колонии в северном Причерноморье.

48. Крепость располагается на Крепостной горе (высота 157 м), которая также называется Дженевез-Кая (крымско-тат. Cenevez Qaya — "генуэзская скала"). По своему происхождению гора является древним окаменевшим коралловым рифом и представляет собой пологий с севера и обрывистый с юга конусообразный массив, который вдаётся в Судакскую бухту Чёрного моря мысом Кыз-Кулле-Бурун. Площадь крепости почти 30 гектаров.

49. Крепость удачно расположена: с запада она труднодоступна, с юга и востока её защищают отвесные стены горы, спускающиеся к морю; с северо-востока, возможно, располагался искусственный ров.

50. Фортификационный комплекс крепости состоит из двух линий обороны: внешней (замок Св. Креста в генуэзских источниках) и внутренней (цитадель, замок Св. Ильи). В состав внешней линии обороны входит 14 башен (не считая Портовой) и комплекс Главных ворот. Внутренняя линия обороны (цитадель) включает в себя 4 башни, соединённые в один комплекс стеной, идущей практически по гребню горы, Консульский замок, который в свою очередь состоит из 2 башен, а также Дозорную (Девичью) башню, расположенную отдельно на самой вершине Крепостной горы.

54. Сначала мы побродили по внешней территории крепости, а зайти прошли внутрь.

56. Забавно, но местами крепость отдаленно напоминала мне участки Великой Китайской стены, на которой мы побывали во время путешествия в Китай.

57. Виды здесь отличные!

59. Итак, расскажу вам немного о Консульском замке, который расположен в восточной части цитадели генуэзской Солдайи. Комплекс замка состоит из большой жилой башни - донжона и двух башен, соединенных крепостными стенами. Нижний ярус донжона состоит из двух помещений, одно из которых предназначалось для хранения запасов вооружения, а другое использовалось в качестве цистерны, емкостью 40 куб.м. Вода поступала, как и во все цистерны города, по керамическим водоводам.

60. Вид на бухту.

62. В стенах второго яруса башни размещены камин и алтарная ниша. Третий ярус жилой и обустроен камином. Над камином располагался балкон, с которого на верхнюю, боевую площадку вела лестница.

66. Внутри замка.

68. Стены здесь довольно мощные: они имеют высоту 6-8 метров при толщине 1,5-2 м.

69. Справа на фото видна мечеть Падишах-Джами или Храм с аркадой. Здание изначально было построено в XIII веке и неоднократно позже перестраивалось. Его первоначальное предназначение является предметом дискуссий историков. По одной из версий здание было построено сельджуками в 1222 году как мечеть. Затем оно было разрушено и восстановлено уже как греческий православный храм. После занятия города генуэзцами здесь была обустроена католическая церковь, а уже после взятия Судака турками в 1475 году храм снова стал мечетью под названием Падишах-Джами.

72. По легенде крепость была построена в 212 году аланами, однако никаких археологических подтверждений этой дате до сегодняшнего дня не обнаружено. В связи с этим многие учёные датируют её возведение концом VII века и связывают его с хазарами или византийцами.

74. Благодаря своей колоритности, крепость часто использовалась как натура для съемок различных фильмов:, например: "Отелло", "Овод", "Пираты XX века", "Зонтик для новобрачных" и др.

75. Ну, и на десерт, покажу вам немного видовых картинок крымских гор на пути в Ялту. Мы специально останавливалась периодически, чтобы я могла поснимать эти кадры. Сказать по правде, я их почти не редактировала, чуть-чуть добавила контраста. Это действительно потрясает!

79. По-моему, природа сама лучший художник!

82. Дорога в Ялту показалась мне самой живописной на всем нашем маршруте.

В следующем посте вас ждет зимняя Ялта!