Блог Татьяны Гайдук (tatiana_gayduk) wrote,
Блог Татьяны Гайдук
tatiana_gayduk

Зимний поход в Крым. Часть I Качинская долина

И вновь я пропала, выпала из реальности и впала в информационную кому. На дворе уже апрель (!!), весна уже пришла, а я так и не поведала о своих новогодних каникулах. А они прошли не на диване с тазиком оливье! Хотя ладно, каюсь, оливье тоже имел место быть. :)

Самый Новый год мы встретили в Калуге в тесном семейном кругу, ничего примечательного, все по стандарту: елка, оливье, президент, и уже через полчаса после боя курантов - в люлю. Старею, видать...

1 января мы отбыли восвояси, потому что 2 января нас ждал самолет в Симферополь и шесть дней зимнего похода в Крыму. Да, Таня вошла во вкус, Архыз ее не остановил, а даже закалил! :) На самом деле, я понимала, что если не поеду с мужем в поход, то так ведь и пролежу на диване все праздники... Нет, я, конечно, люблю лежать, но иногда хочется какой-то движухи, ну согласитесь же? К тому же я до этого еще ни разу не была в Крыму.

Так вот 2 января мы, по своему обыкновению, прибыли сильно заранее в аэропорт и стали ожидать нашего рейса. А летели мы авиакомпанией Redwings. Рейс, разумеется, задержали. Почему разумеется? Да потому что небольшие компании, потому что праздники, потому что снег, до много еще почему. Но я считаю, нам все же повезло, потому что вылет был задержан "всего" на два часа.

В Симферополь мы прилетели уже поздно вечером. Выйдя из здания аэропорта (кстати, он новый, современный и очень классный!), мы решили доехать в центр на автобусе. Дело в том, что наша группа собиралась 3 января, а мы изначально купили билеты на 2-е с той целью чтобы спокойно заночевать в Симферополе - опять же в случае задержки рейса и т.д.), а на утро пойти уже в поход. Мы заранее забронировали гостиницу "Inn 7 Nebo", потому что она находилась в пешей доступности от ж/д вокзала, а группа должна была собираться именно там.

Так вот автобус высадил нас где-то, откуда нам еще предстояло добраться до вокзала. Первое, что бросилось в глаза в вечернем Симферополе - это темнота. Я привыкла, что в Москве много света, все ярко даже вечером... А тут... Неуютно стало как-то так. Мы шли по каким-то переходам, до остановки. Хотелось есть, а кафе были закрыты: а всего-то девять вечера!.. Вы не подумайте, не хочется считать себя московским снобом, но, признаться, любви с первого взгляда у меня не случилось. А дорога до самого отеля, вообще, заслуживает отдельного описания! Чувствовала себя немного героиней фильма ужасов: темнота, железка справа, а слева полуразрушенные дома, собаки лают... Короче, с горем пополам нашли мы свой отель. Он оказался прямо внутри жилого дома. Просто один этаж переоборудован под отель.

01. Нам выделили двухместный номер с ванной! И заплатили мы за него что-то в районе 1500 рублей, недорого, я считаю!

03. Для ночевки, по-моему, подходящий вариант. Тем более на этаже еще имелась оборудованная кухня, а внизу в доме был круглосуточный магазин, так что жизнь вновь заиграла яркими красками!

04. Удобства-с!

05. Мы, кстати, в этом же отеле (только в другом номере) останавливались потом на обратном пути, когда возвращались из Симферополя в Москву, так что смело могу рекомендовать, кому нужно.

06. Утром мы пришли с нашими чемоданами на ж/д вокзал и стали ждать трансфер. Дело в том, что почти вся группа уже приехала на турбазу 2 января, так получилось с логистикой: в последний момент куратор что-то там переиграла.

07. Время почти 9.

08. Вскоре к нам подошел наш инструктор Андрей и повез нас и еще двоих участников на турбазу. В поход мы, кстати, вновь отправились с той же огранизацией, что и в Архыз, так что кому надо - горячо рекомендую!

От ж/д вокзала Симферополя до нашей базы ехать примерно час. База называется в честь местного хребта - Бурун-Кая - и находится неподалеку от г. Бахчисарай в селе Баштановка. По пути Андрей немного рассказал о планах на день: они были довольно плотные, и немного о горах, природе Крыма.

09. Первым делом, нас заселили. Ну да, не Метрополь. А что ждать от турбазы в поселке? Зато отдельные номера, теплые, с душем, горячей водой и...внимание вай-фаем! А это, согласитесь, в наш компьютерный век немаловажно!

10. Шкаф.

11. Номер рассчитан на троих, поэтому третью бесхозную кровать мы использовали для наших вещей.

12. Телевизор. Понятия не имею: работал ли он, потому что мы его так ни разу не включили. Но что-то мне подсказывает, что это просто деталь интерьера. ;)

13. Ванная комната. Местами немного подзапущенная, но, в целом, нормально.

14. В таких походах не нужно ждать люкса: если вы поехали за ним, то вы точно разочаруетесь. Да и жилье здесь по большому счету выполняет функцию ночлега, а не спа-курорта.

15. Наши домики, а на заднем плане помещение, где мы ежедневно завтракали и ужинали. Кстати, кормили очень хорошо, вкусно и по-домашнему, особенно молниеносно уминались нами ужины, что после целого дня на свежем воздухе немудрено.

16. Мне понравилось, что наша турбаза находилась в окружении гор, в таком, знаете ли, природном месте. Неподалеку имелось два магазина, где мы иногда баловали себя дополнительными вкусняшками, а еще можно было купить у местных козий сыр и молоко.

17. Это наш домик, мы жили на первом этаже. Кстати, вот такая погода стояла только в первый день, на следующий день пошел снег и уже не прекращался до самого отъезда. Вообще, с погодой тут не угадаешь. К примеру, в прошлом году группе повезло, т.к. было солнечно и сухо, +10-15 градусов, народ даже в море умудрился искупаться!

18. Местные яблочки. Вкусные! Ребятишки из нашей группы. Про группу расскажу чуть ниже.

19. Вооон ту скалу показываю неслучайно. Именно на нее нам предстояло подняться в самый первый день нашего похода. Называется она Бурун-Кая.

20. Ах да, не рассказала вам еще про одного местного жителя. Куда же без котика? :)

21. Хороший такой, упитанный!

22. А вот эти скалы ждали нас в самый последний день похода. Отдельная душещипательная история.

23. Рельеф скал здесь, конечно, потрясающий! Никогда прежде такого не видела.

26. Мы позавтракали, оделись в походную одежду, вооружились палками и отправились в путь.

27. Я, памятуя свой местами печальный опыт с восхождениями в Архызе, сразу держалась в конце, не старалась быть первой и примкнуть к нашей "группе здоровья". Тише едешь - дальше будешь!

28. Первая остановка. Мы находимся в Алимовой балке и наш гид Андрей по своему обыкновению рассказывает нам что-то занимательное. Здесь я немного расскажу вам о группе. По сути в этот поход сформировались две группы: первую (нашу) курировал как раз Андрей (в оранжевой куртке на фото), и она насчитывала 20 человек. В основном, девушки/женщины, много молодых, но были и мальчики 11 лет и самый маленький участник - Вовочка - шести лет! Абсолютно непосредственный и юморной ребенок, которого родители решили взять с собой в этот поход. Так вот я почти все время и плелась в конце вместе с шестилетним Вовочкой! :)) Зато не одна последняя, аки лузер, как в Архызе! :) Конечно, все уже имели опыт походов, многие и не по разу, в основном, все довольно спортивные и шустрые. А вторая группа была небольшой  - всего шесть человек - и курировал ее уже другой гид Михаил. Пару дней мы ходили одной такой большой толпой, а в иные дни разделялись для удобства.

29. Алимова Балка — урочище вблизи села Баштановка, которое находится на южном склоне Качинского каньона, напротив монастыря Качи-Кальон, а также узкая расщелина, покрытая лесом. Название балки происходит от имени легендарного татарского разбойника XIX века Алима. Длина балки - 3,2 км, ширина у устья - около 300 метров. С восточного борта балка ограничена склонами горы Бурун-Кая, с северо-западного — горы Кизил-Бурун, называемой в народе Ступой, за округлую форму скального выступа. Алимова балка имеет два истока. В западном находится источник Качедже (от тюрк. качедже, «убегает»). Ручей Качедже действительно «скрывающийся», поскольку появляется и исчезает в разных участках русла. Восточный (правый) приток очень мал, даже не показан на географических картах.

30. В верховье балки находится стоянка древнего человека эпохи мезолит — Алимов навес.

32. Под Алимовым навесом мы немного постояли, а Андрей рассказывал нам о древних здешних стоянках и показывали приспособления, через которые люди "изготавливали" вино.

34. Лес, хотя даже лесом это толком не назовешь, весь увитый плющом.

35. Ну куда же без фото довольной моськи!

36. Постояв под Алимовым навесом, мы отправились смотреть остатки дольменов. Верховья Алимовой балки, овраги Правый и Левый Качнедже и плато между ними представляют из себя огромный комплекс дольменов (таврских могильников III - II в. до н.э.). Комплекс состоит из карстового разлома в скале на стыке оврагов Качнедже и Алимовой балки, и огромного террасированного комплекса дольменов на всех примыкающих плато. Общий радиус комплекса 1-2 километра. Дольмены Алимовой балки — это несколько десятков раскопанных дольменов и сотня каменных курганов.

37. Тут, кстати, полно разных видов можжевельника.

39. Между тем, время неумолимо близилось к обеду, было решено углубиться на плато и устроить привал.

40. Андрей отправился за водой для чая, а мы расположились по периметру.

41. Ребята развели костер, на нем варили вкусный чай с шалфеем.

43. Костер был кстати: зимой в крымском лесу довольно зябко, а когда стоишь, то замерзаешь быстрее.

44. Девчатам было поручено нарезать на всех хлеб, копченую колбасу, и помидоры - стандартный сухой паек в походе. Но с каким удовольствием это всегда поедается!.. На десерт всем досталась печенюшка и шоколад.

45. Пообедав, мы продолжили свой путь на скалу Бурун-Кая. Немного видов по пути.

50. Кстати, это съедобные плоды.

Кстати, о скале. Скала Утюг (Бурун-Кая) это лучшая видовая площадка Бельбекской долины. Она возвышается в окрестностях Бахчисарая, над селом Куйбышево на высоте 471 м остроконечным мысом, направленным в сторону Бельбекской долины. Тюркское название - Бурун-Кая - переводится как "скальный мыс" (мыс-скала, скалистый мыс, скала Нос). По форме скала очень напоминает утюг, поэтому местные жители ее так и называют - скала Утюг. Это самый высокий выступ на левом борту Качинской долины.  Его можно назвать интереснейшим и до сих пор неразгаданным археологическим памятником.

52. На скале Бурун-Кая, что возвышается над Алимовой балкой, обнаружены руины средневековой крепости и старинный могильник — загадочные Таврские каменные ящики. Над ее верховьями, густо поросшими широколиственным лесом, скрываются многочисленные кучи замшелых неотесанных камней — руины древних зданий. Предположительно это остатки поселения, примыкавшего к средневековому укреплению на мысе Бурун-Кая.

53. Со скалы Бурун-Кая открывается потрясающий вид на Качинский каньон.

54. На самой скале установлен крест по древней христианской традиции.

55. Качинский каньон, или Качинские ворота — одна из характерных для Крымского предгорья консеквентных (поперечных) речных долин, рассекающих Внутреннюю Крымскую гряду. Расположен каньон в среднем течении реки Кача, не пересыхающей даже в самое засушливое лето. Пробитый горной рекой в гряде, каньон достигает 140 м глубины и 150 м в ширину. На скалистых белокаменных склонах, сложенных известняками и мергелями, высятся живописные естественные мыски-бастионы, у их подножий сформировались огромные гроты-ниши, в которых обитали первобытные люди (в стоянках — находки кремневых орудий, костных остатков вымерших животных).

60. Происхождение названия реки Кача не выяснено; предлагались версии происхождения от личного имени либо от тюркского слова хач, переводимого как крест. В верховьях реки находились средневековые монастыри и пещерные города, среди которых наиболее известны Качи-Кальон, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен.

62. Это, на минуточку, 3 января! Медитативные тут виды...

63. Внизу хороши просматриваются наши розовые домики - турбаза "Бурун-Кая"

65. Пить чай с таким видом - дорого стоит!

66. Удивительная здесь, конечно, природная геометрия.

67. Побыв на скале, мы спустились вниз в долину.

71. Сегодня Качинский каньон - это геологический заказник общегосударственного значения.

72. Просто кинематографические виды!

73. Небольшое местное озерко.

74. На этом наш первый насыщенный день в лагере закончился.

В следующем посте я расскажу о самой протяженной пещере Крымского полуострова и музее Тавриды.