?

Log in

No account? Create an account
Романтик

tatiana_gayduk


Блог Татьяны Гайдук

Мысли, путевые заметки и кое-что еще...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Иерусалим. Часть I От Яффо до Махане Иегуда
Романтик
tatiana_gayduk


Сегодняшним постом я открываю серию рассказов об Израиле, который с легкой руки пророка Захария называется Святой землей, что, безусловно, так и есть.

Как и почему мы решили туда поехать на майские праздники, я уже писала в этом посте, повторяться не хочется. Да и, вообще, по-моему, каждый человек хоть один раз в жизни обязательно должен посетить эту маленькую, но столь интересную страну.

И подтверждением тому является разнообразие путеводителей, изобилие всяческой информации на форумах, в жж, да просто в интернете. Израилем нынче никого не удивишь. ;) Да и многие мои знакомые уже успели побывать там буквально за короткий период и активно делились своими впечатлениями о поездке, так что туда мы ехали уже довольно "подкованными".

И все же, путешествуя в ту или иную страну, ты формируешь сугубо личное мнение о ней, потому что не бывает абсолютно одинаковых сценариев таких поездок. Каждый опыт уникален.

Мой опыт оказался неожиданно положительным.



Наше недельное путешествие включало в себя Иерусалим (там мы провели 4 полных дня) с заездом в Вифлеем (территория Палестины) и в Эйн-Бокек (Мертвое море), а оставшиеся 3 дня мы провели в Тель-Авиве. Конечно, это не весь Израиль. Но это то, что мы хотели посетить в первую очередь, чтобы составить хотя бы некоторое впечатление об этой стране.

И, если говорить вкратце о своих впечатлениях об Израиле, то я бы охарактеризовала его так: "Солнце светит всем".

Это какая-то просто невероятная территория (я сейчас не говорю об истории, геополитике и т.д.), на которой, как на лоскутном одеяле, смешалось сразу все кони, люди. Это какие-то иные люди, иная атмосфера, мироощущение. Особенно вся эта гремучая смесь чувствуется в Иерусалиме. Это странное соседство религиозных евреев с пейсами и фетровыми шляпами, арабов (без пейс, но иногда с куфией на голове), монахов в темной сутане, молодых солдатов с небрежно болтающейся на плече винтовкой, паломников (в том числе, из африканских стран) да просто туристов-зевак... И ты смотришь на все это смешение народов, пусть и не всегда мирно, но все же соседствующих друг с другом, и понимаешь: да, солнце светит действительно всем. А Создателю все равно в какой одежде они ходят и какие религиозные ритуалы соблюдают.

Перед поездкой я читала информацию об истории этой молодой-немолодой страны, о народе, чего только не пережившем на своем веку.

Я уже говорила, что наше путешествие началось с просмотра программы "Еврейское счастье" с Познером и Ургантом. И отправляясь в Израиль, я все думала над смыслом этой фразы: что же все-таки лежит в основе этого самого "еврейского счастья". И есть ли оно вообще. Так вот теперь после возвращения с Земли Обетованной мне кажется, что еврейское счастье, оно такое же как и русское, белорусское, немецкое, китайское и т.п. Потому что все люди, все народы в конечном итоге хотят одного: мира, чтобы у них и их близких было все хорошо. Счастье не имеет национального признака. Ни за то, ни за другое не должно быть стыдно.

А начну я с Иерусалима. В нем мы пробыли бОльшую часть времени. И, по-своему, он стал для меня дорогим и особенным городом.

В моем путеводителе этому городу было дано определение "сложный". Сложное переплетение религий, национальностей. Сложная планировка, городская жизнь. Конечно же, толпы туристов, паломников со всех уголоков света. Все хотят увезти отсюда свой "кусочек благости и святости". Но все это лишь внешнее, наносное. Город действительно уникален, быть может, самый уникальный город на Земле.

Этот город разрывает шаблоны, голова идет кругом от осознания того, что происходило в нем когда-то, Кто ходил по этим отполированным веками камням. И тут же продаются терновые венцы в качестве сувенира! Ты поражаешься этому кощунству, богохульству. Да как они могут так! Могут. Они живут в этом каждый день, а мы уедем через пару дней... Оказывается, ощущение святости тоже может быть разным.

Иерусалим - это город, где три дня в неделе считаются святыми для трех религий: мусульмане отдыхают в пятницу, евреи - в субботу, а христиане - в воскресенье. Вот и мечется наш брат-турист между кварталами и едальнями :).

Чего только не видел этот город за свою 4000-летнюю историю. В эпоху Моисея и Иисуса Навина город был столицей народа иевусеев и назывался Иевус. Еврейские колена, под руководством Иисуса Навина вторгшиеся в Ханаан, не смогли взять укрепленный Иевус. В течение всего периода Судей он остается нееврейским анклавом в окружении земель колена Иуды. Только царь Давил смог окончательно взять Иерусалим, который он сделал столицей своего царства. В 995 г. до н.э. сюда был перенесе ковчег Завета.

Сын Давида Соломон построил Первый Храм на горе Мория (ставшей Храмовой) - месте, где, по преданию, Авраам хотел принести в жертву Исаака.

В течение периода Царств город утрачивает свое значение, оставаясь столицей небольшой Иудеи.

Во времена правления персидского (привет, Иран!) царя Дария евреи восстанавливают иерусалимский Храм. Далее следуют события, хорошо известные каждому христианину...

В 70 г. н.э. римляне уничтожают Храм, что воспринимается христианами как исполнение пророчеств Мессии. Конец еврейского Иерусалима настал в 135 г., когда город был практически стерт с лица земли, на его месте построили римское поселение, а евреям запрещалось посещать его под страхом смерти. И длилось это около 300 лет.

На смену римлянам пришли византийцы (именно матерью Константина Великого - императрицей Еленой и был основан известный во всем мире храм Гроба Господня). Затем сюда пришли арабы-мусульмане, построившие в Иерусалиме свои мечети, ведь по преданию именно из Иерусалима вознесся на небо пророк Мухаммед. После арабов тут были крестоносцы, пока в 1250 г. Иерусалим окончательно не переходит к мусульманам.

Уже в XIX в. начинается волна сионизма, в город постепенно, но очень осторожно возвращаются еврейские общины.

Что происходило после 1948 года, в подробном описании, думаю, не нуждается. Многострадальная история этого города и его связь с арабским или еврейским народом всегда вызывала и будет еще долго вызывать множество споров, не всегда, к сожалению, словесных. Я не хотела бы сейчас выступать судьей этому спору и принимать чью-либо сторону, хотя бы потому, что не имею никакого морального на это права.

Ведь, так или иначе, город живет, и солнце продолжает каждое утро вставать и светить всем его жителям без исключения.

01. А начну я с начала. Примерно таким мы увидели утренний Иерусалим, когда автобус быстро домчал нас из аэропорта Бен-Гурион и высадил примерно в 5 утра на автобусной остановке. Мы сверились с нашей картой и приняли решение дойти пешком до отеля. Благо идти было примерно 30 минут. Город еще спал.



02. Что здесь примечательного: ну, хотя бы граффити на доме. А еще множество израильских флагов со звездой Давида в центре - мы попали аккурат на День независимости Израиля! Вечером должен был состояться праздник.



03. Это улица Кинг Джордж (англ. King George), на которой располагался наш отель City Center Jerusalem. О нем я расскажу чуть ниже. Мы очень надеялись, что нас смогут заселить пораньше, хотя заселение у нас было с 14:00. Но не тут-то было. :) Кто б сомневался. Нет, нам, конечно, предложили оставить чемодан и рюкзаки, но и все. При этом мы были ночь без сна (день накануне мы провели в Белграде, а ночью летели). Но Бен Шульц (ага, именно так!) лишь развел руками и посоветовал нам отправиться в город на прогулку, и попробовать подойти часам к 12, не раньше, т.к. отель был забит под завязку.



04. Неподалеку от отеля оказалась рай для сладкоежек замечательная булочная, которая (о, чудо!) была открыта в столь ранний час. Там мы смогли разжиться свежими плюшками, ароматным кофе, и жизнь уже не показалась нам такой уж печальной. ;) Потом мы не раз захаживали сюда и закупались свежей сдобой.



05. А это улица Яффо - самая длинная улица Иерусалима, упирающаяся аккурат в Яффские ворота Старого города. По этой "главной артерии" мы не раз гуляли, сидели в уличных кафе. Очень красивая и уютная улица.



06. Магазины пока закрыты, улица почти пустынна. Весь город был украшен в честь национального праздника.



07. Как идет Иерусалиму этот приятный песочный цвет зданий в сочетании с яркой зеленью и цветами!



08. И куда ж без иерусалимских котиков? :)



09.



10. Могу ошибаться, но вроде бы это здание мэрии Иерусалима. Рядом замысловатый "фонтан".



11. Довольно знаменитый паб "Путин". Мы потом заходили сюда, бармен сказал, что когда-то здесь была стилизация а-ля рюс, но теперь от этого осталось лишь название.



12. Собственно, наш отель. Неприметный у него вход, мы несколько раз "промахивались". Полдня мы гуляли по Старому городу, пока, не разомлев от яркого солнца, не пришли в отель действовать на нервы Бену Шульцу, ожидая что над нами смилостивяться и дадут таки комнату. Очень хотелось спать, а не новых достопримечательностей.



13. Комнату нам дали, чтоб вы знали, ровно в 14:00! :) Она была довольно просторной, чистой, имелось все необходимое. Кстати, стоимость номера в сутки - 100 долларов (без завтрака), что для Израиля совсем недорого! Цены там огого!



14. Ванная была с джакузи, но мы ни разу не включали эту опцию. Полотенца меняли каждый день.



15.



16. Номер оборудован всем необходимым, на мой взгляд. Имелась даже посуда, бокалы для вина и штопор. :)



17. На радостях, что мы, наконец, примем горизонтальное положение, мы бухнулись на кровать и проспали часа два.



18. Во второй половине дня мы вновь выползли на свет Божий, а город, между тем, потихоньку готовился в Дню независимости. Магазины продавали надувные молотки - ими принято бить друга друга по голове. :) А еще на праздник принято обливаться пеной! Я с ужасом ждала наступления темноты, когда начиналось основное празднество.



19. Наш отель, на самом деле, был выбран еще и из-за очень удачного расположения: мы в центре города, рядом - Старый город (минут 15-20 пешком). Куча кафешек, небольших магазинчиков. Мы были не в шаббат, поэтому все работало.



20. Кстати, названия улиц пишутся на трех языках: иврите, арабском, английском.



21. А эта та же Яффо, но уже вечером. Молодежь набрасывает на плечи флаги, наносит на лицо национальную символику. Улицу перекрыли и сделали пешеходной.



22. Яффо постепенно заполнялась жителями города и гостями столицы, играла веселая музыка, но как-то особой феерии, которую я, признаться ожидала, не наблюдалось. "Что-то вяло празднуют израильтяне свой праздник", - сказала я супругу.



23. Молодежь постепенно вооружалась надувными молотками, а я все боялась быть облитой пеной, думала, как ее потом отмывать?..



Сняла небольшое видео, как это все примерно выглядело:




24.



25. На самом деле, мы добрались до номера в то время, когда самое веселье еще не началось. Поэтому удачно избежали ударов молотками и пены. :) Я уже было думала отдаться в сладостные объятья Морфея - ведь накануне была бессонная ночь, перелет, долгие прогулки по Иерусалиму. Как вдруг веселая и легкая прежде музыка сменилась какой-то аццкой долбежкой. Было такое чувство, что в Святом городе решили вдруг вызвать нечистого, так страшна и ужасна была эта музыка. Какой-нибудь Rammstein по сравнению с ней - это просто колыбельная мамы на ночь! И эта страшная кислотная музыка продолжалась ровно до трех ночи. И пока она играла, я ворочалась на кровати (а слышимость была на редкость великолепная) как уж на раскаленной сковородке. Вот тут-то я и взяла свои слова обратно по поводу вялого празднования Дня независимости. Ох, не забуду это никогда!


Проснувшись рано утром в не самом благодушном настроении, я предвкушала увидеть дикий срач бедлам на улице после такого бурного празднования. На удивление, утренняя Яффо если и не блестела как начищенный пятак, то уж никак выдавала все "прелести грехопадения" иерусалимцев. Лишь кое-где прилипшая разноцветная пена отсылала к недавнему празднеству.


26. Иерусалим - это средоточение самых разных представителей иудаизма, причем большинство верующих евреев, живущих здесь - ортодоксы, т.е. те, кто в полной мере признает авторитет Торы и Талмуда. Сами ортодоксы разбиты на несколько течений, различающихся строгостью соблюдения закона.


Так называемые харедим или "ультраортодоксы", составляют 8% израильских евреев. Это те самые классические евреи в шляпах, лапсердаках и с пейсами. Они стараются не смешиваться с другими группами, живут в своих обособленных кварталах, в которых запрещено дорожное движение в шаббат. Как раз в Иерусалиме, на севере-западе города, их живет большинство. Мужчины ходят в традиционной одежде, отращивают бороду и пейсы, даже в самые жаркие дни не снимают лапсердак. Из-за пояса у них торчат так назывемые цицит - белые нитки, прикрепленные к одежде. В шаббат многие надевают специальные меховые шапки.

Женщины носят строгую одежду в черно-белой гамме, обязательные чулки, а замужние всегда носят парик.

Часто харедим называют хасидами, что не совсем верно, потому что среди них есть как хасиды, так и литваки. Но разницу чисто внешне вы вряд ли определите.

Харедим обычно не работают: мужчины всю жизнь учатся в ешивах, а женщины занимаются домашними делами. Живут на субсидии от государства и богатых еврейских меценатов.


27. Но вернемся к Яффо. Здесь полно многочисленных фастфуд-кафе, где можно относительно недорого разжиться какой-нибудь питой или шавермой. Еда, конечно, не самая изысканная, но простая и вкусная. Местные, кстати, тоже отдают предпочтение этой незамысловатой кошерной еде. Про еду, кстати, будет отдельный пост.



28. Я с удовольствием любила прогуливаться по солнечной Яффо. Трамвайчики "проплывают", люди мирно идут по своим делам...



29. Из серии: "Подсмотрено" ;). Обратила внимание, что многие женщины, особенно в Иерусалиме, носят вот такие "тюрбаны". Видимо, это жены ортодоксальных евреев. Знающие могут меня поправить. ;)



30. А здесь мне понравился рыжий кот и его выразительный взгляд. :))



31. Фото сделано в один из солнечных дней. Помню, как мне болели ноги, и с каким удовольствием я просто отдалась стулу :)). Я ж, дуреха, надела новые кроссовки, думала, они мягкие, натирать не будут. Ага, потом мучалась все время, хотя сняла их буквально сразу, но мозоли-то натереть успела. Вот в этом кафе, что за моей спиной, был вкусный кофе, которым мы несколько раз лакомились.



32. Посмотрите, кого тут только не встретишь. Так диковинно для меня все было...



33. Солдаты с винтовками меня, конечно, тоже всегда поражали. Все-таки это такая степень доверия государства людям, исполняющим воинскую повинность.


Из все той же передачи Познера и Урганта, я немного узнала и об израильской армии (сокращенно ЦАХАЛ). Израильтяне любят свою армию, очень редки случаи сознательного "откоса". Одной из причин такой любви являются мягкие порядки: многие солдаты вообще не живут в казармах, а ездят в армию, как на работу. Другие живут в казарме пять дней в неделю, а на пятницу и субботу ездят к семьям.

Служить должны все, кроме арабов: юноши - три года, девушки - два.

34. Продолжая тему населения. Современные ортодоксы - обширная и влиятельная группа, члены которой признают Тору и Талмуд, но при этом считают что образ жизни харедим соответствует не столько иудаизму, сколько традициям, сложившейся в средневековой Европе. Современные ортодоксы ведут обычную жизнь, но при этом соблюдают шаббат и кашрут, мужчины обычно носят кипу и ходят по субботам в синагогу.


Есть, кстати говоря, и промежуточные типажи, которые могут не признавать Тору или вообще не верить в Бога, но при этом соблюдают шаббат и кашрут просто как дань уважения предков.

35.



36. Та самая полюбившаяся нам булочная, но уже снаружи.



37. Такие все разные, но их объединяет Иерусалим. :)



38. Если идти по Яффо в противоположную от Старого города сторону, то можно придти к главному рынку Иерусалима - Махане Иегуда.



39.



40. Рынок - это сердце города, яркое, пульсирующее, живое. Чего тут только нет...



41. Цены, кстати, вполне приемлемые. Мы разжились арбузом и дыней. Все было очень вкусное и сладкое!



42. Тхина, хумус, халва - столь знакомые для здешних мест слова, чарующие слух. Ах, какой в Израиле хумус... Шоб вы так жили!...



43.



44. Изволите кошерного вина? Изволим! Кстати, очень неплохое!



45. Свежие сыры...



46.



47. Здесь же полно всяких кафе, где можно перекусить прямо в гуще событий. :)



48.



49.



50. Я не могу спокойно ходить по рынкам: так и норовлю, что-нибудь купить. Поэтому бдительный супруг заранее отбирает у меня все деньги крепко держит меня за руку и не отпускает от себя. :)



51.



52. Карамельное царство.



53. Еще один момент, на который я обратила внимание: почему-то в Израиле очень популярен именно электрический велосипед.



54.



55. Этот дяденька, между прочим, сам попросил, чтобы я его сняла. :) Сказал, денег не надо, просто сфотографируй меня. :)



56. А это уже наша улица, Кинг Джордж. Мне нравится, что цвет домов везде выдержан в одной гамме, очень приятной глазу.



57. В один из вечеров мы прошлись немного по "нашему району". Поздним вечером здесь все оживало еще больше, играла живая музыка, отдыхал народ.



58. Покажу немного картинок с той прогулки.



59.



60.



61. Мне очень понравились эти уютные балкончики, ставни, обилие зелени и яркие витрины лавок.



62.



63.



64.



65. Недалеко от базара Махане Иегуда находится вот такое интересное здание - это Синагога с часами. Ее построил в 1908 г. рабби Шмуэль Леви, русский еврей, живший в Америке. Первые два этажа отводились под гостиничные номера, а верхний занимала синагога. На ее фасаде имелось трое солнечных часов, которые сконструировал астроном-любитель Моше Шапиро. В центре фасада находятся и вовсе необычные часы - полукруг с гравировкой, а вбитый в стену штырь отбрасывает на эту гравировку тонкую линию тени. По бокам имелись механические часы. Здание, разрушенное пожаром в 1941 г., было частично восстановлено в 1980 г. Уникальные часы сохранили, а механические заменили на электрические.



66.



67. К сожалению, не знаю, что это за здание. Оно встретилось нам по пути на автовокзал Иерусалима.



68. Местный транспорт. Кроме междугородних автобусов мы ничем так и не воспользовались.



69.



70. А закончу я свой рассказ у здания автовокзала.


Иерусалим, на самом деле, довольно большой город. К сожалению, времени у нас было не так много, мы, в основном, сосредоточились на Старом городе, библейских местах. Не были в Нахалоте, мало гуляли по городскому центру.

Многие, посещая Иерусалим, также не обходят вниманием его большую и важную достопримечательность - музей Яд ва-Шем, посвященный жертвам Холокоста. Сделали мы это сознательно, т.к. не хотели лишний раз травить себе душу. Я видела кадры, сделанные в этом музее, как раз тоже в передаче "Еврейское счастье" и поняла, что не смогу там находиться, особенно в мемориале, посвященном детям. Говорят, по ощущениям, он самый жуткий. Зная себя, я просто ни морально, ни физически не выдержала бы все это. Вполне хватило в свое время Дахау.

Четыре дня пролетели очень насыщенно и быстро. Все-таки в этот город нужно возвращаться. И не один раз.



В следующем посте мы отправимся в Старый город - сердце Иерусалима.


Posts from This Journal by “Израиль” Tag

  • Израильская кухня

    Дать точное определение понятию "Израильская кухня" и выделить ее отличительные от других кухонь мира черты довольно непросто хотя бы…

  • Тель-Авив. Часть II От Ротшильда до Дизенгофа

    История Тель-Авива началась сравнительно недавно, всего-то в прошлом веке, а именно в 1906 г. А началось все с собрания в клубе города Яффы, когда…

  • Тель-Авив. Часть I Яффа

    Три последних дня нашего майского израильского путешествия мы провели в солнечном Тель-Авиве, куда мы домчались на автобусе из Иерусалима…


  • 1
Может, это ночью концерт Нюши был?

Ну это как раз все и объясняет :))

Деточка, это не винтовки. Это автоматы. :)
Город цвета того же камня, из которого состоит пустыня. Бледно-желтого. Бледно-желто-розоватый дороже.
Когда шли по Старому Городу, наверно, видели глубоко внизу раскопки времен римлян. Это и есть уровень, на котором Всё происходило (по поводу камней, по которым Его вели). Но это не имеет никакого значения, так что чувства у нас с вами правильные.
Спасибо, приятно было посмотреть на знакомые места. Билеты уже снова куплены.

Ясно, спасибо Вам за уточнения! Правда, я думаю, может это и хорошо, что я не разбираюсь в оружии... ;)
Да, раскопки видели, про Старый город я еще буду делиться.
Хорошо Вам съездить!

Мелкие уточнения:
Священная книга - это Тора. Талмуд, Гмара и т.п. - это толкования и обьяснения Торы.
У харедим 90% женщин работают - иначе семью не прокормить.
Замужняя верующая женщина должна скрывать свои волосы. Тюрбан - это в своем роде украшение для молодых из восточных общин, женщины постарше носят платок или вязаную шапочку. Ашкеназки еще носят парик - у восточных это считается нескромным.
По поводу цвета стен - в свое время кто-то из правителей решил что в Иерусалиме не должны жить бедняки и постановил что любой строящийся дом должен быть облицован камнем (что довольно дорого).

Edited at 2017-06-27 05:08 am (UTC)

Интересно было почитать, спасибо за развернутый комментарий! :)

Спасибо за интересный пост:) Пишите еще.

Спасибо и Вам за то, что прочитали :)

Спасибо за хороший рассказ о моем городе :) Зашла к вам с главной страницы жж.

Спасибо за хороший рассказ о моем городе :) Зашла к вам с главной страницы жж.

У Вас замечательный город! :)

(ностальгически) Вот как раз вдоль Яффо, между Кинг-Джордж и старым городом, я и гулял. Жаль, до Махане Йегуда не дошел...

Значит надо будет еще раз съездить ;)

Красивые фото, жаль нет Мамилы

Вот чего, того нет ;)

Прекрасный пост, очень по бытейски поучительный. Ждем про питание

Ох, спасибо :) Про питание Америку я не открою, так, из личных наблюдений ;)

У меня есть фото с этим дяденькой, но в нашем случае от денег он-таки не отказался :))

Ну надо же! Он сам меня из толпы выхватил, спросил, который час и сказал, чтобы я его сфотографировала :)) Говорит, денег не надо :) Дяденька-то, оказывается, местная достопримечательность :))

У города Ерусалима,много названий,второе имя этого города-город Давида
Назван он так,потому,что именно Царь Давид ,построил этот город.Он построил,он и назвал.И построил его с нуля.
Из псалмов Давида " Теилим" Псалом 137
1.На реках Вавилонских – там сидели мы и плакали, вспоминая Цион.
2.На ивах, у реки, мы повесили наши лютни.
3.Ибо там пленившие требовали от нас песнопений и глумящиеся над нами – веселья: «Спойте нам из песен Циона!»
4.Как нам петь песни Г-спода на чужой земле?
5.Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть потеряет память моя правая рука.
6.Пусть присохнет мой язык к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим на вершину своего веселья.
7.Припомни, Г-сподь, сынам Эдома день разрушения Иерусалима, когда они говорили: «Крушите, крушите его до основания!»
8.Дочь Вавилона, разоренная! Блажен, кто отплатит тебе по заслугам за то, что ты сделала нам.
9.Блажен, кто схватит твоих младенцев и разобьет их о скалу.

Да уж, много споров по поводу названия... А название-то красивое!

Как Вы чудесно и интересно все написали!Очень понравилось:-)!Жалко я не знала о Вашем приезде,могли посидеть в кафе,вместе сфотографироваться:-)+!

Ой, Настя, вот теперь я уже себя за это корю ;) Действительно, можно было бы списаться. Хотя мне, наверное, было бы неудобно отрывать Вас от дел. ;) В любом случае, спасибо! :)

Спасибо! Очень атмосферный пост, сразу хочется вернуться :) А вы в курсе, что копия того граффити, что в первых двух постах, есть в Москве?

Нет, не в курсе. А где оно находится?
И Вам спасибо! :)

Хороший пост,спасибо!

И Вам спасибо, что заглянули ;)

  • 1