Романтик

tatiana_gayduk

Блог Татьяны Гайдук

Мысли, путевые заметки и кое-что еще...

Previous Entry Поделиться Next Entry
Поездка в Иран. Часть IV Исфахан. Мечеть Джаме, Атешгах и Качающиеся минареты
Романтик
tatiana_gayduk

Сегодняшний пост - заключительный рассказ об Исфахане. Признаться, даже немного грустно расставаться с этим удивительным городом, но надо двигаться и рассказывать дальше об Иране. Тем более, много еще интересного мне предстоит вспомнить!

В этом посте я расскажу сразу о трех необычных достопримечательностях Исфахана, каждая из которых обязательна к посещению, если судьба занесет вас в эти края. И если осмотр двух из них доставил нам удовольствие и не потребовал никаких особенных усилий, то посещение храма огнепоклонников вполне могло обернуться для нас весьма плачевно, но обо всем чуть позже.

Итак, сегодня вы увидите красивейшую Пятничную мечеть (Масджид-е Джаме), Качающиеся минареты и древний храм Атешгах.

01. Соборная (Пятничная мечеть) или по-персидски Масджид-е Джаме - настоящий музей исламской архитектуры. Мечеть находится недалеко от исторического центра, туда мы добрались уже после заката на такси. Дорогу к самой мечети нам подсказали иранки, направляющиеся туда на вечернюю молитву.

02. Здесь можно увидеть архитектурные стили всех периодов, начиная с XI и заканчивая XVIII в.: сельджукского, монгольского, сефевидского.

03. Два аятоллы (духовных лидера), о которых я писала в общем посте об Иране.

04. Пятничная мечеть является самой большой мечетью Ирана, ее площадь составляет 30 тыс. кв. м.

05. Самая древняя ее часть была построена в XI в. От этого времени сохранились два больших купола над северным и южным айванами. С тех пор мечеть много раз перестраивалась и реставрировалась.

06. Главный внутренний двор окружен четырьмя айванами.

07. Южный портик, самый сложный по архитектуре, с двумя минаретами, так называемыми сталактитными нишами, сохранился с монгольского периода.

08. Мечеть очень выигрышно смотрится именно при вечернем закатном свете, когда розово-синее зарево становится выгодным фоном для всего этого архитектурного великолепия.

09. В центре находится место для омовения, что важно для мусальман перед посещением мечети.

11. Закат все больше надвигался на город, площадь перед мечетью Джаме постепенно опустевала. Мы же стояли завороженные и слушали песни муллы.

Понимаю, что видео вряд ли позволит передать всю ту атмосферу, которая царила возле мечети, но, быть может, и вам удастся что-то почувствовать:

На следующий день (это было 31 декабря) ранним утром мы отправились на осмотр еще двух знаковых для Исфахана достопримечательностей. Обе они расположены по одному маршруту, до обеих мы добирались на городских автобусах. Посещение по традиции платное.

12. Итак, первыми на нашем пути стали Качающиеся минареты. В 7 км к западу от центра города находится гробница известного дервиша XIV в. Абу Абдуллы из Захедана. Гробница эта более известна как Качающиеся минареты (Менар-е Джонбан).

13. Они являются частью этого погребального комплекса, который представляет собою один из типичных образцов архитектурного стиля Ирана. Сама пара минаретов, возможно, была пристроена к гробнице во время Сефевидов.

14. Несколько раз в день устраивается демонстрация этого необычного явления. Если начать раскачивать один из минаретов, другой также начинает слегка колебаться. Эти колебания были бы незаметны, если бы не колокольчики, прикрепленные на оба минарета.

15. Выглядит на деле все очень просто: один из служителей поднимается внутрь (правого) минарета и начинает просто биться плечом, как бы раскачивая его. Причем он достаточно хорошо так качается. :) Мне кажется, в один прекрасный день они его докачают. :)  На другом минарете в этот момент звонят колокольчики. Действие длится буквально пару минут, а заплатили мы за это 10 долларов!

Коротенькое видео о минаретах:

16. Посещение этой достопримечательности, а именно храма огнепоклонников (Атешгах), было, наверное, самым опасным нашим мероприятием в Иране, которое лишь чудом обернулось удачно. Храм вы видите на сааамом верху и находится он чуть дальше от Качающихся минаретов.

17. Храм примечателен тем, что является самым древним метрических сооружением Исфахана, расположен он на высоте 1680 м (насколько я понимаю, над уровнем моря).

18. Посещение храма платное. Точнее как, туда нужно сначала забраться. Дороги как таковой нет, есть стрелки на камнях, которые примерно ориентируют вас, куда нужно идти. Но и только. И то, что снизу кажется плевым делом для подъема, на поверку оказалось не таким уж легким мероприятием.

19. И, тем не менее, слегка потрепанные и запыхавшиеся, но полные энтузиазма, мы добрались до вершины. Площадь храма составляет 36 тыс. кв. м.

20. Здесь же, чуть выше, построено большое и круглое сооружение, посвященное огню. По всей длине окружности сооружения располагаются большие проемы-окна в стене. Они предназначались для того, чтобы возведенный огонь был виден за многие километры от храма.

21. С горы открывается неплохой вид на город.

25. После того, как специалисты с помощью углеродного анализа исследовали камыши, входившие в состав сырых кирпичей, возраст строительных материалов определили более чем в 2500 лет!

26. Какое-то время мы походили вокруг храма, посмотрели на город (завтра нам предстояло отсюда уезжать).

28. Кстати, подобные зороастрийские храмы Огня находятся не только в Иране, но и еще, к примеру, в Азербайджане.

29. Памятное фото. Пыталась в этот момент что-то такое почувствовать, прикоснувшись к древности, которой, оказывается более 2000 лет! Представляла себе, как огнепоклонники молились здесь Солнцу, разводили огонь, подключались к Абсолюту...

Но самое интересное ждало нас впереди. А именно, спуск. Знаете ведь, как это часто бывает: подъем гораздо легче спуска. Хотя всегда кажется, что наоборот.
Первые несколько метров мы просто осторожно спускались вниз. На каком-то отрезке уступы в скалах вдруг закончились, и мы оказались практически перед гладким спуском вниз. Т.е. буквально одно неловкое движение, и вы аккуратно так рискуете как минимум сломать себе ноги, если и вовсе не свернуть себе шею. Когда я поняла, что не могу идти ни назад, ни вперед, меня охватил... не то чтобы прямо страх, скорее ступор. Я вдруг живо представила себе отца Федора из "12 стульев", (помните, когда он с колбасой быстро поднялся на гору, а слезть не сумел)  подумала, что меня, наверное, так же будут эвакуировать отсюда.

Муж тоже остановился, не решаясь идти вперед. Мы ошалело переглядывались друг с другом, и в какой-то момент я просто села. Черт с ним с черным пальто, что я все извозилась в пыли...  Попыталась было спускаться вниз задом. Страшно! Ноги не знаю куда ставить! Думаю, ну вот, какого лешего меня погнало в эти горы! Ну на что мне дался этот храм! Перспектива встречать Новый год на горе меня совсем не радовала...

Мда... Положение было глупое и жалкое одновременно. Тут как раз нам навстречу, но уже снизу двигалась семья иранцев с двумя детьми, причем один годовалый ребенок был на руках (!!!) у мужчины! Как они сюда забрались, ума не приложу! Учитывая, что на горе есть такие места, где нужно хвататься руками за камни, иначе поедешь вниз.

Когда они увидели меня сидящей на горе с отчаянным видом, то пыл их явно поумерился, женщина начала что-то говорить своему мужу: скорее, всего, как она рада, что он потащил ее с детьми на гору. :)) Но знаете, их бесстрашие меня подбодрило, я как-то внутренне собралась и подумала: "Ну, будь что будет!" И пошла поползла вниз. Потихоньку, шаг за шагом, будучи предельно осторожными, мы таки спустились вниз. Обернувшись, мы выдохнули с облегчением, когда увидели, что семейство решило тоже не рисковать и спускаться. Я особенно переживала за их детишек.

30. Когда потом уже внизу мы отмывали одежду от пыли, отряхивались, пили воду и смотрели на гору, то пришли к выводу, что это было самое авантюрное наше приключение. И что зная заранее, как там опасно, ни за что не стали бы туда подниматься. На самом деле, техники безопасности там никакой, да еще и деньги берут за подъем осмотр! Конечно, чувство эйфории, что ты все-таки покорил эту вершину, присутствовало, но это немного неоправданное безумство... Слава Богу, что Новый год мы встречали все-таки на земле. :))

На следующее утро мы покинули Исфахан.

В следующем посте мы переместимся с вами в древний город зороастрийцев Йезд, где время остановилось!

Posts from This Journal by “Иран” Tag

• В Израиль с иранской визой? Легко!

Прошедшие майские праздники мы провели на Земле Обетованной. Наверное, сначала стоит рассказать о том, как мы, вообще, решились туда поехать.…

• Иранская кухня

С древности персы относились к своей кулинарии очень серьезно. Считалось: от того, что и как ест человек, зависят его здоровье, настроение и даже…

• Поездка в Иран. Часть XI Тегеран обзорный

Сегодняшний пост будет заключительным о Тегеране, в частности, и о достопримечательностях Ирана, в целом. Конечно же, я не забыла о главном: о…

• 1
Теперь можно на Эверест.

Легко! :) После Исфахана все ни по чем!

С удовольствием читаю потрясающий рассказ об Иране! Одна из мечт - посетить Средний Восток, но пока только в разряде мечт...))

Это того стоит! Совсем другой мир, и вовсе не враждебный!

Мечети всегда такие красивые:-)++

Что верно то верно :) Умели раньше строить на века! :)

Из качающихся минаретов,тот что справа,он не много с уклоном влево.Так что имеет все шансы однажды провалиться.Землетрясений в Иране вероятно не бывают.

Мне кажется, они его однажды докачают :))