Романтик

tatiana_gayduk

Блог Татьяны Гайдук

Мысли, путевые заметки и кое-что еще...

Previous Entry Поделиться Next Entry
Тбилиси. Пантеон и Цминдма Самеба
Романтик
tatiana_gayduk

По словам местных жителей, осень в нынешнем году в Тбилиси выдалась непривычно холодной (и это по сравнению-то с нашим промозглым и снежным ноябрем!). И все равно погода, я считаю, хорошо побаловала нас в Тбилиси. Лишь в один день (это было воскресенье) моросил мелкий дождик, а небо было затянуто тучами. Но разве это обстоятельство способно удержать двух неугомошек, будучи в отпуске в такой прекрасной стране? :) Так что, закутавшись потеплее, мы отправились осматривать другие достопримечательности города.

Путь наш в тот день лежал сначала в Пантеон - место захоронения множества писателей, артистов, ученых и общественных деятелей Грузии, среди которых находится и могила русского писателя, поэта Александра Грибоедова и его жены княжны Нино Чавчавадзе.

01. В Пантеон нам предстояло добраться с помощью фуникулера, а до станции можно было добраться прямо от нашей улицы Зандукели, поднявшись чуть вверх в гору. Мы шли, плутая между домами, поднимаясь по лестницам, я то и дело оглядывалась и смотрела, как город постепенно удалялся от нас.

03. Вот показались традиционные маковки русской церкви.

04. А вот город утопает в тумане, а внизу едва виден проспект Шота Руставели.

06. На горе уже показался Пантеон, значит, мы на правильном пути.

08. Наконец, добрались до входа на фуникулер. Мы здесь уже были накануне: поднимались на гору Мтацминда, чтобы посмотреть на вечерний Тбилиси. Об этом еще расскажу.

09. Конечная станция фуникулера - одноименный ресторан. А нам же нужно было выйти раньше. Вот такие современные вагончики курсируют на горе. Но все равно ехать в них было, порой, страшновато. Особенно когда видишь, под каким уклоном им приходится подниматься.

11. Пантеон (некрополь) расположен на территории вокруг церкви святого Давида на склоне горы Мтацминда. Официально был открыт в 1929 году. Высота горы составляет 740 м, в переводе с грузинского означает "святая гора".

12. Ряд более ранних захоронений находится непосредственно в храме. Вход свободный.

14. К сожалению, мое незнание грузинского языка не позволило мне прочитать и понять, какие же деятели здесь захоронены / перезахоронены. Но при желании всегда можно обратиться к Википедии.

16. Мне кажется, что пасмурная погода в тот день и слегка моросящий дождь как нельзя лучше подходили этому месту, создавая особую тихую и немного печальную атмосферу.

17. Наверное, не совру, если скажу, что могила Александра Сергеевича Грибоедова, убитого в Иране в 1829 году во время дипломатической миссии в Иране, самое известное здесь захоронение. Рядом с ним покоится и его супруга Нино Чавчавадзе (1812 - 1857). Именно к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова и был официально открыт Пантеон.

18. Разноцветные кусты на склоне горы.

19. Было немного жаль, что город почти скрылся в тумане. И все же он был все так же хорош.

22. Мы еще какое-то время побродили здесь, сходили в церковь Святого Давида, и потом спустились вниз. Мой совет тем, кто будет в Тбилиси и решит отправиться в Пантеон: обязательно идите туда с гидом-экскурсоводом, мне не хватило информации о людях, которых здесь похоронены, хотелось бы услышать какие-то истории. Уже после посещения этого места я узнала, что здесь, к примеру находится могила матери Сталина, Екатерины Геладзе, или могила первого президента Грузии Звиад Гамсахурдия. Плохо мы подготовились.

25. Мы вернулись в Старый город и решили где-нибудь перекусить, а заодно и посмотреть при дневном свете обнаруженные накануне вечером интересные места в районе Абанотубани, а пока надо размяться вкусным и сладким гранатовым соком. Стаканчик - 5 лари.

27. Ковры здесь вовсе не настоящие, это просто имитация.

28. Удивительно, как эти дома стоят прямо на краю каменного утеса.

30. Как-то страшно мне за них.

31. Вот то, что мы увидели вечером накануне - водопад в самом центре города!

32. На самом деле, водопад больше, просто я стою ближе к камере. Показываю вам сердечко, если что ;)

33. К вечеру погода немного улучшилась, небо постепенно прояснялось, а на мосту Метехи готовились к какому-то действию.

Как выяснилось позже, в тот день, 13 ноября, отмечался день поминовения 100 тысяч грузинских мучеников, убиенных хорезмийцами в 1227 году. Шах Хорезма напал на город и чинил здесь кровавые бесчинства, истребляя христиан. Султан приказал снять купол с Сионского храма, а затем еще и вынести иконы Богородицы и Иисуса Христа, положив их на середину моста через реку Мктвари (Куру). После этого он приказал горожанам, согнанным сюда, пройтись по иконам. Тем, кто согласится это сделать, обещали оставить в живых, других же обезглавить. Сто тысяч грузин пожертвовали жизнью ради веры, их тела унесли кровавые волны реки Мктвари.

34. Мы же направились к главному кафедральному собору Грузии - Цминда Самеба, расположенному в армянском районе Авлабари.

35. Возле храма обнаружила оливковое дерево.

36. Итак, о храме. Цминда Самеба (собор Святой Троицы) - самый молодой и самый большой храм Грузии. Он возвышается на холме Святого Ильи на левом берегу Куры и виден практически отовсюду.

37. На противоположной стороне видна гора Мтацминда и телевизионная башня.

38. В 1989 году был объявлен конкурс на лучшую проектную работу, победителем которого стал архитектор Арчил Миндиашвили. Само строительство храма началось в 1995 году и было приурочено в 2000-летию Рождества Христова. Строительство развернулось масштабное, по размаху можно сравнить с возведением храма Христа Спасителя в Москве. Но не обошлось без скандала - дело в том, что храм был построен в исконно армянском районе, и на его месте раньше находилось армянское кладбище. При строительстве останки были потревожены, более того, их так и не перезахоронили. Армяне сочли это полным неуважением и выразили громкий протест. Но, так или иначе, сейчас это главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

39. От собора мы спустились вниз. Такой уж Тбилиси: то поднимаешься вверх, то спускаешься вниз. :) Какие же здесь живописные балкончики!

40. Собор Сиони, о нем я писала в предыдущем посте.

41. Мост Мира.

42. К мосту постепенно стекались люди. Были слышны грузинские песни.

43. Немного прогулявшись вдоль Куры в поисках какого-нибудь интересного ресторанчика с видом, мы наткнулись на такой. Вид здесь и впрямь удивительный: вы сидите прямо возле реки, смотрите на все основные достопримечательности Тбилиси и пьете вино. Ах, как вспомню!..  Кстати, по заявкам трудящихся, не буду вас томить и в следующем посте обещаю рассказать и показать вам грузинскую кухню, которую нам довелось здесь попробовать. Обещаю, будет ооочень вкусный пост! :)

44. После сытного обеда-ужина захотелось покататься на лодочке по реке. Честно? Не буду рекомендовать, только если вы - большой любитель речных прогулок в прохладный осенний вечер: поездка длилась всего 30 минут, за двоих мы заплатили что-то около 1000 рублей. Правда, на лодке из туристов были только мы вдвоем. :) Маршрут коротенький, но, в целом, не лишенный интереса.

45. Покажу вам немного Тбилиси с воды.

51. В этом месте (ресторан "Самикитно") я вас на сегодня оставлю и обещаю, что следующий пост будет очень вкусным! :)

Posts from This Journal by “Грузия” Tag

• Многоликий Тбилиси

Этим постом я заканчиваю серию рассказов о нашем тбилисско-грузинском путешествии в ноябре. Здесь я собрала кадры-впечатления, которые не вошли в…

• Мцхета

Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенившая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом…

• Вечерний Тбилиси

Руки уже чешутся писать и рассказывать об Иране, но не могу, пока не закончу свои рассказы о Тбилиси. Все-таки город произвел на меня сильное и…

• 1
Осень красивая получилась.

Да, это потому что город красивый :)

Красота и туман прям в тему!

Да, интересное получилось сочетание, такие осенние краски и вместе с тем туман их хорошо оттеняет. Вот такую осень я люблю.

Красивая природа!Чудесные места!

Это правда, Бог щедро одарил Грузию красотами. :)

Вообще-то красиво там. Осень все окутывает в романтический туман.

Там очень красиво, это правда! Интересно, как там зимой? Хотя, наверное, не самое лучшее время для поездки...