Романтик

tatiana_gayduk


Блог Татьяны Гайдук

Мысли, путевые заметки и кое-что еще...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Поездка в Иран. Часть VI Йезд. Зороастрийский храм, Башни Молчания и пустыня
Романтик
tatiana_gayduk


Йезд считается центром зороастризма, ведь наибольшее число иранских последователей этого учения живут именно здесь. В этом городе они имеют свое святилище под названеим "Атеш Варе Херам Йезд". Огонь, охраняемый зороастрийцами в этом храме, имеет возраст в 1500 лет.

Сама религия возникла в середине I тыс. до н.э. В период правления Дария I зороастризм становится официальной религией империи.

Главное место в учении зороастризма заняли идеи свободного выбора и активного участия человека во вселенской борьбе добра и зла на стороне светлых сил, зависимость от поступков человека положительного исхода этой борьбы - торжества справедливости в мире, нравственность триединства благих мыслей, благих слов и благих дел.

Зороастрийцы почитают три "священные стихии": воду, землю и, в особенности, огонь (Ахура Мазда) - единственный несотворенный Бог, олицетворение добра и света. "Ахура" означает Бог, а "Мазда" - великий.



Само учение зороастризма названо по имени его пророка и основателя - Заратуштры (в греческом произношение - Зороастра). Большинство ученых признают его реальным историческим лицом, причем проповедь его дошла до наших дней в том самом виде, в каком он произносил ее перед своими первыми приверженцами.

После бесчисленных толкований имени Заратуштры большинство иранистов приходят все же к единому согласию, что наиболее вероятным исходным значением следует считать буквально "Староверблюдый" или "Тот, чьи верблюды стары".

В этом нет ничего удивительного, потому что подобные имена были связаны с верой в сглаз и считались именами-оберегами.

Итак, Заратуштра - иранец, жил в VII-VI вв. до н.э. По преданию, он единственный ребенок в мире, который, появившись на свет, рассмеялся.

Принято считать, что откровение Заратуштра получил в тридцатилетнем возрасте. По случаю праздника весеннего равноденствия он отправился на середину реки для приготовления священного напитка из сока дерева - хаомы.

Возвращаясь на берег, Заратуштра, пребывающий в состоянии ритуальной чистоты, увидел сияющее существо Воху-Мана (Благой промысел), которое привело его к Ахура Мазде. Получив откровение, Заратуштра объявил Ахура Мазду единственным несотворенным Богом, обязал своих последователей совершать ежедневно индивидуальную пятикратную молитву для укрепления добра и вооружения против зла.

В зороастрийских мифах Заратуштра предстает как спаситель человечества: первоначально созданный Ахура Маздой в форме духовной сущности, помещенной в ствол дерева жизни хаомы. Через 6 тыс. лет он должен обрести телесное воплощение и способствовать победе добра на земле.

Кроме того, Заратуштрой впервые выдвинуты идеи о суде над каждым человеком, о рае и аде, о посмертном воздаянии и наказании, о будущем воскресении, о пришествии Спасителей, о Последнем суде над всеми и вечной жизни вновь соединившихся души и тела.


Долгое время люди, исповедовавшие на иранской земле зороастризм, преследовались. Их храмы разрушали или превращали в мечети, да и зороастрийцев становилось все меньше - они принимали ислам или переезжали в Индию, где до сих пор сохранились под именем "парсы".

В ХХ в., когда среди иранцев усилился интерес к своей древней религии, община парсов смогла открыть свой храм в Йезде.

Ныне увидеть священный огонь, которому почти полторы тысячи лет, может каждый. Стоимость входного билета в храм Атеш Варе Херам Йезд - 80.000 риалов (примерно 120 рублей).

01. Священный огонь, олицетворяющий Ахура Мазду, был получен в храме Нахид Парс и вначале хранился в различных местах, а сегодня горит здесь.



02. На стене висит портрет Заратуштры.



03. Священный огонь горит внутри в чаше метровой высоты, установленной на пъедестале за темным стеклом, защищающий зал с жертвенником от света. Проход во внутренние помещения разрешен лишь для зороастрийцев.



04. Внешне храм мало примечателен. Здание относительно новое, было построено в ноябре 1934 года. Ворота главного входа венчает знак Заратуштры.



05.



06. После посещения Храма Огня мы отправились на осмотр другой достопримечательности Йезда, связанной с зороастризмом - Башни молчания.



07. Посещение комплекса также платное, все те же 80.000 риалов.



08. На этапе формирования религии зороастрийские ритуалы проводились на открытом воздухе. Со временем последователи стали строить культовые сооружения, связанные с поклонением огню. Почитание огня и земли исключало кремацию или погребение в землю умерших единоверцев.



09. Поэтому погребальный обряд зороастрийцев отличался от привычных способов захоронения. Тела умерших относили в специально для этого предназначенные "башни молчания" - дахмы. Костные останки после очищения естественным путем помещали в специальные урны - оссуарии или оставляли в нишах скал.



10.



11. Дахма или Кол-е Хамушан (башня Молчания) - это три живописные развалины, зороастрийские башни смерти, сохранившиеся на холме в пригороде Йезда (около 15 км к юго-западу от города). Подняться можно на две башни: одна поменьше и получше сохранилась. Другая чуть повыше.



12.



13. Помимо башен здесь имеются несколько хозяйственных построек: заброшенный колодец, два маленьких бадгира, кухня.



14. Сначала мы поднялись на ту башню, которая получше сохранилась и дорога к которой более ровная. Памятуя наш недавний опыт с исфаханским храмом огня, мы были в этот раз осторожнее. :) Но идти тут очень просто.



15. Напротив находится другая башня Молчания.



16.



17. Некогда тела приносились священниками внутрь башен, где бренные останки лежали на специальных плоских камнях, таким образом, ни земля, ни вода, ни огонь не осквернялись мертвецами (а вы помните, что все это священные стихии для зороастрийцев). Очень быстро останки растаскивались ястребами и воронами, а кости сбрасывались служителями в круглую яму в центре башни.   Мы застали какие-то раскопки, уж не знаю, что они там искали?..



18. Теперь жутковатый обряд не совершается, и любой желающий может осмотреть руины башен.



19.



20. Вид с другой башни. Вообще, в таких местах посещают лишь мысли о нашей бренности. В конечном итоге, всё не вечно.



21. В этой башне яма уже засыпана песком.



22.



23. Чуть поодаль видна еще одна башня, но на нее никто не поднимается.



24. Мне хотелось принять какой-то более задумчивый вид, но от яркого солнца рот неизменно расплывался в улыбке. Не поймите меня неправильно: в таком месте все же странно улыбаться, а с другой стороны, смерть - это неотъемлемая часть жизни. Поэтому так важно ощущать каждый прожитый миг.



25. И, напоследок, фотографии двух башен, сделанных по совету одного из служителей этого комплекса. Спасибо ему за подсказку хорошего кадра!



26.



27.



После посещения башен наш водитель такси из отеля предложил нам "авантюру": встретить закат в пустыне и покататься на верблюде. Предложение было очень заманчивым, тем более, что все основное мы в Йезде на тот момент уже посмотрели. Мы сговорились по цене, до пустыни добираться было примерно час и условились встретиться через пару часов в отеле. А пока мы решили немного погулять по Йезду, перекусить и переодеться.

28. Остановка городского транспорта. Автомобильное движение тут, как в во всем Иране, весьма хаотичное и непредсказуемое. Обратите внимание, что пожилые мужчины носят как раз шаровары - традиционную для Йезда одежду.



29. Веселые школьницы. Обязательно в хиджабе. У каждой школы, кстати, своя форма.



30. Если не считать платков, то все как у наших школьников: те же рюкзаки, кроссовки...



31. Во время прогулки набрели на еще один отель в стиле караван-сарай, только этот показался нам гораздо богаче и красивее нашего.



32.



33. Узкие улочки и бадгир на заднем плане.



34.



35. В этом отеле был просто оазис: благоухающие деревья, цветы прямо во внутреннем дворике.



36. Сидишь себе под мандариновыми деревьями, слышишь как журчит вода в маленьком фонтане, и предаешься неге.



37.



38.



39. На крыше отеля еще и вид оказался красивый на город. Нашла потом в интернете сайт этого отеля - Yazd Kohan Hotel.



40. Таким я и запомнила Йезд: глиняные дома, бадгиры и минареты мечетей...



41. На заднем плане видна еще одна местная достопримечательноть - крепость Нарандж, правда, до нее мы так и не дошли.



42. В этот пейзаж абсолютно гармонично вписывается сушащееся на веревках белье. :)



43. Итак, вторая часть дня была посвящена пустыне. Кстати, здесь можно и переночевать - вооон в тех круглых домиках, что справа на фото.



44. План был такой: сначала мы встречаем закат в пустыне, затем нас катают на верблюде. Однако когда мы увидели это тщедушное чудо, то, признаться, слегка приуныли: мы-то думали ехать на красивом двугорбом красавце, воображение рисовало его как величавый корабль пустыни, а на деле мы увидели, скорее, скромное такое суденышко. И пока решение с верблюдом принято не было, мы решили просто погулять по барханам.



45. Пустыня здесь, конечно, громко сказано. Это потом уже наш водитель сказал, что в настоящую пустыню нужно ехать часа три, а сюда просто туристов возят: кто на джипе покататься, кто переночевать. Настоящие пустыни, думаю, в Марокко. Вот там и есть смысл кататься на верблюдах, наверное.



46.



47. Ребята, которые сидят с на бархане, кстати, русские. Мы их видели накануне в одном из кафе в центре Йезда.



48. В тот день на небе было много облаков, поэтому закат не получился по-настоящему ярким. На фото наши две одинокие тени.



49. Пыль и песок на заднем плане - это от джипов, на которых катали визжащих туристов.



50. Представляю себя бедуином. :) Вообще, было здорово сидеть на песке и погружать пальцы в него. В этом есть что-то первобытное.



51. Когда солнце куталось в облака, то лучи его красиво разрезали небо.



52.



53. Мое любимое фото в этой серии. Настоящий марсианский пейзаж! И не скажешь ведь, что это не пустыня толком!



54.



55.



56. На закате краски стали нежнее.



57.



58. Солнце постепенно уходило за горы. Стоящие вдалеке люди добавляли поэтичности и романтики этим пейзажам.



59.



60.



61.



62. Итак, проводив солнце, мы вернулись к нашему "кораблю пустыни". Окинув его еще раз придирчивым взором, мы сказали водителю и хозяину этого верблюда, что воздержимся от катания. На что верблюд, по-моему, в душе выдохнул.  Водитель и хозяин верблюда искренне удивились и спросили, почему же мы собственно не хотим, ведь это уже оплачено нами. Мы ответили, что верблюд выглядит уж больно тщедушным (to ill - слишком больным). Что нам его жалко, мы слишком большие для него. Они парировали, смеясь, что он вовсе не больной, что все выдержит. Что мы можем и вдвоем на него забраться. Но мы, тем не менее, все же пожалели животинку и не стали испытывать судьбу. Решили отложить катание на верблюдах до настоящей пустыни. Так я и не покаталась на верблюде. :)



63. Вернувшись в Йезд, мы еще немного побродили по улочкам возле нашего отеля. Нужно было собираться, завтра утром мы должны были ехать дальше.



64.



65. Будете в Йезде, обязательно побродите по ночному городу, выпейте чашку самого лучшего кофе в мире в небольшой кофейне возле мечети Амира Чахмага, купите традиционных йездовских сладостей (песочных шариков с кардамоном, печенья с шафраном, они там повсюду продаются) и обязательно съешьте это все на площади. И передавайте от нас привет верблюду в пустыне и Заратуштре - тому, чьи верблюды стары.





В следующем посте мы переместимся с вами на юг в удивительный и чарующий город Шираз!


Posts from This Journal by “Иран” Tag

  • В Израиль с иранской визой? Легко!

    Прошедшие майские праздники мы провели на Земле Обетованной. Наверное, сначала стоит рассказать о том, как мы, вообще, решились туда поехать.…

  • Иранская кухня

    С древности персы относились к своей кулинарии очень серьезно. Считалось: от того, что и как ест человек, зависят его здоровье, настроение и даже…

  • Поездка в Иран. Часть XI Тегеран обзорный

    Сегодняшний пост будет заключительным о Тегеране, в частности, и о достопримечательностях Ирана, в целом. Конечно же, я не забыла о главном: о…


  • 1
Верблюды, наверно, вкусные.

Главное, не говорить это самому верблюду, а то ведь плюнет непременно!

Замечательные фотографии заката в пустыне.На предпоследних фотографиях,женщины как призраки,с не привычки,было бы жутковато если не было освещение.Верблюд и правка жалкий какой-то.

Edited at 2017-05-22 10:37 am (UTC)

Кстати, да. Иногда в темноте женщины в чадре действительно выглядели очень таинственно и по-восточному.
Вот! Верблюда и впрямь жалко было!:)) А они: вдвоем садитесь! Ага...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account