Романтик

tatiana_gayduk


Блог Татьяны Гайдук

Мысли, путевые заметки и кое-что еще...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Великие Модернисты
Романтик
tatiana_gayduk


"В конце XIX — начала XX вв. каждый год приносил в повседневность новые достижения — граммофоны, кинотеатры, пишущие машинки, электричество, самолеты, телефоны, рентген. Новые вещи несли с собой эйфорию от новых возможностей, но и тревогу. Именно в это время начинают рваться связи между реальностью и ее изображением на холсте.
Основной проблемой стал не изображаемый предмет, а сам способ создания изображения (не «что», а «как»). Задача живописца — не добиться сходства с реальностью, а завлечь взгляд организованными определенным образом пятнами и линиями. Так, Поль Синьяк превращает все видимое в сеть из мириад световых точек; у Поля Гогена формы становятся переходящими сочетаниями цветовых пятен, способными перенести нас из индустриальных метрополий к истоку цивилизации; у Густава Климта образы растворяются в декоративном великолепии; а Василий Кандинский открывает в схематизме силу вызывать свободные ассоциации. Картины модернистов часто содержат загадки для взгляда, заставляя его блуждать как по лабиринту. Незаконченный контур, прерывистая линия, смутные очертания, неожиданные контрасты и бессвязные композиции — модернизм открывает неисчерпаемый источник смысла там, где традиция видит лишь хаос и бессмыслицу." (цитата официального сайта выставки).

На прошлой неделе моя дорогая подруга предложила мне присоединиться к ней и бесплатно посетить мультимедийную выставку "Великие Модернисты", которая проходит в Центре дизайна ARTPLAY, равно как и другая выставка "От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты", о посещении которой я уже писала здесь. Таким лестным предложением я не могла не воспользоваться! ;)



01. Центр дизайна ARTPLAY находится все по тому же адресу: ул. Нижняя Сыромятническая, 10, м. Курская. Выставка продлена до 30 июня и с мая к ней по многочисленным просьбам "добавлен" Винсент Ван Гог, так что спешите видеть!




02. Перед посещением "видео-шоу" мы решили запечатлеть себя на память, использовав картину Малевича. Я не могу спокойно фотографироваться. :)



03. Немного истории. На экранах мониторов также демонстрировались картины в формате 3D.



04. Помимо этого здесь была представлена некая инсталляция ("Мумия", если я не ошибаюсь). Нет, все-таки не понимаю я современное искусство.



05. На стенах висят краткие биографии художников-модернистов, чьи картины мы будем сегодня наблюдать: Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Синьяк, Анри Руссо, Анри Тулуз-Лотрек, Эдвард Мунк, Амедео Модильяни, Густав Климт, Василий Кандинский и Казимир Малевич.



06.



07. Поль Синьяк. Его картины уже фигурировали в моем предыдущем посте об импрессионистах. По сути, Поль Синьяк - представитель неоимпрессионизма, в частности пуантилизма. Его творческая манера сформировалась, в основном, под влиянием Клода Моне.



08. На практике Поль Синьяк установил, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками. Художник писал раздельными точками насыщенного цвета, и стал активным пропагандистом нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма (пуант по фр. точка).



09. Синьяк много путешествовал по Франции, с большой охотой писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще, все места, связанные с водой.



10. Уже при жизни художник считался признанным классиком. В 1911 году он был награжден Орденом Почетного легиона.



11. Настоящим открытием выставки для меня стало наивное искусство (примитивизм) Анри Руссо. Можно сказать, что его "продвижение" в искусстве обязано Полю Синьяку, который заинтересовавшись его работами, предложил выставить их в Салоне Независимых Художников.



12. Правда, надо сказать, что его работы не принимались публикой и нередко подвергались критике и осмеянию.



13. Перелом в творческой жизни художника наступил после знакомства с Робером Делоне и Гийомом Аполлинером. Новые друзья открыто восхищались талантом живописца. а Пабло Пикассо, случайно приобретя в 1908 году "Потрет женщины" кисти Анри Руссо, организовал великолепный банкет в честь автора.



14. Анри Руссо умер в 1910 году и был похоронен в общей могиле. В последний путь его провожали Робер Делоне, Амбруаз Воллар и Поль Синьяк.



15.



16. Творчество Анри Тулуз-Лотрека мы с мужем также наблюдали на предыдущей выставке. Правда, здесь оно было показано в большем объеме.
Тулуз-Лотрек - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Он родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье.  и вряд ли его ждала бы судьба бедного художника, если бы не один трагичный случай, произошедший с ним в детстве.


"В возрасте 13 лет, в мае 1878 года Анри, вставая с кресла, ломает шейку бедра левой ноги. В августе 1879 года Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом шейки бедра правой ноги. После этого случая ноги прекратили расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника. Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами.
Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье — Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, — это плавание.
В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли. Лотреку приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом, хотя такая смесь была известна и до Лотрека. Умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет" (материл Википедии).

17.



18.



В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.

19.



20.



21. После веселых и местами фривольных картин Тулуз-Лотрека словно густой дым надвигаются зловещие полотна норвежца Эдварда Мунка, одного из представителей экспрессионизма.



22. Даже его "Мадонна" выглядит мрачно и отпугивающе. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.



23. "Меланхолия". В 1885 году Мунк пережил болезненный для него роман с Милли Таулов, известной в городе светской красавицей, которая была замужем за братом влиятельного художника Фрица Таулова. Милли имела репутацию кокетки и, по всей видимости, не воспринимала ухаживания Мунка слишком близко к сердцу; художник же, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для происходившего из глубоко религиозной семьи Эдварда нарушение строжайшего табу. Отношения между ними, по всей видимости, продлились недолго, но наложили на Мунка глубокий отпечаток.


24. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Она была горячо влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы повлиять на него. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку — по одной из версий Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер, сам же он утверждал, что сам выстрелил в себя по велению "бессознательного".


25. Изматывающий роман с Туллой, их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец, инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм.


26. В 1893 году Мунк создал "Крик" — своё самое известное произведение. "Крик" считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.



27. Мрачные полотна Мунка сменяют тонкие и возвышенные портреты работы Амедео Модильяни - итальянца, яркого представителя экспрессионизма. Амедео или "Дедо" был четвертым ребенком в семье и был невероятно близок к своей матери: считается, что это именно ее романтичная натура оказала огромное влияние на его мировоззрение. Модильяни вырос в Италии, но в 1906 году перехал в Париж. В Париже он познакомился с такими значительными художниками, как Пабло Пикассо и Константин Брынкуши, оказавшими большое влияние на его творчество. Модильяни имел слабое здоровье — он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. О жизни художника известно лишь из немногих достоверных источников.



28. В 1916-1917 годах было написано около 30 полотен в жанре ню. В апреле 1917 года Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн, студентку Академии Коларосси. Жанна стала основной моделью художника — Модильяни изобразил её на полотнах не менее 25 раз.
Через некоторое время молодые люди начали жить совместно, а в 1918 году вместе с супругами Зборовски и Хаимом Сутиным покинули Париж из-за угрозы вторжения немецких войск, отправившись на юг Франции. В этот период Модильяни вернулся к жанру портрета, готовые полотна он отправлял на продажу в Париж. 29 ноября 1918 года на свет появилась дочь Модильяни и Эбютерн, которую — в честь матери — назвали Жанной.



29. В мае 1919 года художник вернулся в Париж, где принял участие в Осеннем салоне. Узнав о повторной беременности Жанны, пара решила обручиться, однако свадьба так и не состоялась из-за заболевания Модильяни туберкулёзом в конце 1919 года.
Модильяни скончался 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Днём позже, 25 января, покончила жизнь самоубийством Жанна Эбютерн, находившаяся на 9-м месяце беременности. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле. Их ребёнка удочерила сестра Модильяни.



30. Густав Климт — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.



31.



32.



33. Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-декораторов "Сецессион" - движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.



34. На заднем плане картина "Портрет Адели Блох-Бауэр" - сто тридцать пять миллионов долларов было заплачено на аукционе в 2006 года за этот портрет, написанный Густавом Климтом в 1907 году.



35.



"Золотой период" творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с "Дворца Афины" (1898) и "Юдифи" (1901), но наиболее известной его работой этого периода является "Поцелуй" (1907—1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии.

В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.
Так например, в "Поцелуе", самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к её щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях средь цветов.
Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в "Поцелу" доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.

36.



Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трех до сорока внебрачных детей.
Климт познакомился с Эмилией Флёге в начале 1890-х, когда её сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав.
6 февраля 1918 Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными.

37.



38. Василий Кандинский — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы "Синий всадник", преподавателем Баухауса.


39.



40.



41. К наиболее известным работам Кандинского относятся такие как: "Колебание", "Композиция", "Москва, "Восток".



42.



43. Казимир Малевич — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.


В 1910 году принял участие в первой выставке "Бубнового валета". В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке "Трамвай В" в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализ", изданный Матюшиным. На "Последней футуристической выставке картин „0,10“ экспонировал 39 работ под общим названием "Супрематизм живописи".

44.



45.



46.



47.



48. Наиболее известные работы Малевича: "Чёрный квадрат", "Белое на белом", "Чёрный круг", "Красный квадрат", "Скачет красная конница" и "Супрематическая композиция" — продана 3 ноября 2008 года на аукционе Sotheby's за $60,002,000.


49. Самое знаменитое живописное произведение Малевича — Чёрный квадрат (1915) — являлось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года на выставке «0,10» и имел значительный успех. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом». Художнику было важно разделить « вчерашний день искусства»» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».



50. Поль Гоген - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник был беден.



51.


В 1886—1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле.
Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния.
В 1887—1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там.

52.



53.



54. И, наконец, Винсент Ван Гог - нидерландский художник-постимпрессионист.



55. Основными мотивами творчества Ван Гога принято считать пейзажи, особенно яркие краски появляются у Ван Гога в его "арльский период". Также он создал большое количество автопортретов, натюрмортов (излюбленная тема - подсолнухи"), много изображал жизнь и быт простых крестьян, рабочих, став их своеобразным "певцом".



56. Серия автопортретов.



57.



58.



59.



60.



61. Знаменитый автопортрет с отрезанным ухом. Страдал от психического расстройства, не раз находился в клинике для душевнобольных.




62.



63. "Звездная ночь".



64.



65. "Ирисы".



66. Подсолнухи.



67.



В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил брату Винсента Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года).

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и ровно через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.
68.



И на десерт небольшое видео о выставке:






Featured Posts from This Journal


  • 1
инсталляция перед входом просто убила )
я бы назвал ее "Трупы"

Мумии, Трупы - все по теме :) Современное искусство не для таких как я, это точно! :)

Вообще, они были шалунишки, эти модернисты.

Да, вечный подрыв устоев! Время тогда такое было...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account