Романтик

tatiana_gayduk


Блог Татьяны Гайдук

Мысли, путевые заметки и кое-что еще...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Великое стояние на Угре
Романтик
tatiana_gayduk


На прошедших выходных мы вновь гостили у родителей моего мужа в Калуге, и они, уже по традиции, приготовили нам культурную программу: посещение музея-диорамы "Великое стояние на Угре", что находится в Калужской области во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни. Музей этот открыт недавно: в сентябре 2014 года, и знаменит он, в первую очередь, монументальным полотном-диорамой калужского художника Павла Рыженко. Эта работа стала последней в его творчестве (он умер в возрасте 44 лет в июле прошлого года). Да и место, где находится диорама знаковое - именно здесь на реке Угре в 1480 году и состоялось то самое Великое Стояние двух войск (русского и татарского), которое практически бескровно положило конец монголо-татарскому игу.



01. Музей-диорама находится в Дзержинском районе в селе Дворцы на территории Владимирского скита. Посещение музея платное, входной билет стоит 150 рублей. Музей открыт с 10 до 17 ч ежедневно, кроме понедельника и вторника.



02. В музее помимо грандиозной диорамы Павла Рыженко также находятся некоторые его работы, небольшая часть археологических находок.



03. Здесь же на территории скита расположен Сергиевский храм, расписанный сюжетами, связанными с Великим Стоянием на реке Угре.



04. В первом зале представлено несколько работ Павла Рыженко, в том числе, графический и масляный набросок будущего полотна.



05. Это репродукция картины Павла Рыженко "Молитва". Немного о его картинах и выставке я писала, когда рассказывала о посещении усадьбы Гончаровых в прошлом году. Павел Рыженко - представитель "классического русского реализма", мастер исторической картины. Его работы отличаются монументальностью, патриотизмом и благоговейной любовью к родине. Главный его герой: Воин, который вышел воевать за правое дело на защиту своей Родины от врагов. Здесь старец (быть может старец Тихон) молиться за избавление русского народа от засилья монголо-татар.



06. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского перед боем.



07. Макет диорамы.



08. В следующем зале нам встречает само грандиозное полотно Павла Рыженко - длиной 22 метра и высотой более 6 м. Как я писала выше, эту работу Павел Рыженко закончил незадолго до своей смерти.



09. Диорама оборудована специальным освещением, объемным звуком, содержит инсталляции для более полного представления картины происходящего в 1480 году.



10. Удивительно, что полотно художника очень точно передает не только перспективу, но и детали тех событий, создается впечатление, будто наблюдаешь за происходящим с небольшой террасы со стороны берега Угры, где расположилось наше войско. Ты слышишь карканье ворон, чувствуешь запах дыма, наблюдаешь жизнь и быт воинов.



11. Старец склонился над раненым. В ту пору братья-монахи часто были среди воинов, молясь за них и обнадеживая в трудный час.



12. Диорама сверху.


Немного исторической справки: "Стояние на рекее Угра́ — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым."

О самом Стоянии на Угре можно подробнее узнать здесь. Я же приведу лишь информацию об окончании Стояния.


"Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.
28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.
Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».
Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица." (материл Википедии).
Проще говоря, два войска простояли на противоположных берегах Угры: одно с твердым намерением нападать, другое - обороняться, и внезапно монголо-татары повернули вспять. Иначе как чудом это не назовешь.

13.



14.



15. Воевода зачитывает послание. Рядом пленный татарин.



16. Раненый старец слева.



17. В отдельном зале представлены археологические свидетельства тех событий и образцы воинского вооружения и доспехов.



18. Планируется установить памятник освободителю Ивану III, который объединил русские земли.



19. Пушка уключная 19 века.



20. Вид из окна на храм.



21.



22. Еще одной достопримечательностью Свято-Тихоновой пустыни является Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы.



23. Сама обитель была основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, калужским чудотворцем. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила название Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.



24.


Читайте также другие рассказы о достопримечательностях и красотах Калужской области:





  • 1
...удивительно, как быстро забывается все по истории

Это точно! Вот поэтому я и люблю периодически посещать подобные места, читать литературу. Это помогает лучше понимать многое из того, что происходит сейчас. Ну и из патриотических соображений тоже: я все-таки живу в этой стране, поэтому хотелось бы знать что-то из ее истории. :)

если учесть ещё и то, что в мои школьные года уроки истории имели свою специфику, я на сегодняшней день тоже стараюсь много читать нехудожественной литературы, особенно люблю журнал Geo Epoche, там относительно коротко рассматривается обширная тема.

Не читала такой журнал. Я в последнее время читаю очерки из серии ЖЗЛ, ищу вдохновения ;) А еще свекровь подарила книгу Луизы Хей. Пытаюсь понять себя :)

Очень реалистично! Как будто фотография из путешествия в прошлое

Да, увиденное завораживает и поражает своей реалистичностью. А фигуры на переднем плане дополняют образ.

Люблю диорамы и панорамы, они переносят в те события!

Посетили тоже это Святое место. Слов нет...Замечательно! Дополнить к Вашим фото и комментариям нечего.. Спасибо!!!

И Вам спасибо за отзыв! Да, место действительно замечательное, а летом там еще краше будет!

Великое стояние на Угре

Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в своей записи «Великое стояние на Угре» в контексте: [...] Оригинал взят у в Великое стояние на Угре [...]

Великое стояние на Угре

Пользователь jeka_jj сослался на вашу запись в своей записи «Великое стояние на Угре» в контексте: [...] нал взят у в Великое стояние на Угре [...]

Был в этом музее вчера (02.05.2016). У нас было автопутешествие по тем местам (из Москвы).
Осталось очень странное впечатление.
С одной стороны - появление музея и диараммы - вроде бы хорошо.

Но, с другой стороны...
Это такое яркий пример клерикализации нашего общества и искажения нашей истории.
Явно недостаточно рассказывает о самом событии, о его месте в истории страны. За все время экскурсии не было сказано, что это была "черта" под эпохой Т-М-ига. Ни слова не сказано, с чего Ахмат пошел на Москву. Ничего не сказано о действиях русских войк во время этой кампании (а параллельно был поход Москвы на столицу Золотой Орды!, она была захвачена Москвой!)

И самое ужасное - оказывается, что победа было обеспечена монахами и Богородицей...
Слушатели, в том числе дети, услышали там, что Москва, Ленинград, Сталинград были не захвачены немцами, потому что совершали крестные полеты (именно так!) на самолетах с иконами вокруг этих городов...

ПОчему государственные музей превращен в монастырь? (это - новостой, три назад там были поля). С какой стати? Почему там нет нормального магазина сувениров, а продается только церковная литература и утварь?
Почему экскурсия сопровождается молитвами?

В общем - это яркий пример нашего современного общества, того самого искажения истории, с которым мы якобы боремся...

Даже не знаю, что Вам на все это ответить. Мне сама диорама понравилась, художник изначально был очень верующим человеком, опять же церковь всегда трактует все под своим углом, так было всегда. Наверное, нужно иметь услышать разные взгляды на историю, но истина, как всегда, где посередине.

Я не обсуждаю тут саму диорамму, это отдельная тема. Хотя - что там хотел сказать художник - это интересно. Вы обратили внимание, что там находится на первом плане? Там - разбитая дорога (если это можно назвать дорогой). Посмотрите на свои фото. И экскурсовод сказала очень точно: "Эта дорога - образ Руси". Это ее слова. Войско стоит уже несколько месяцев, а дорогу сделать не смогли. Зато есть время на крестные ходы с иконами.

А что там делает парень с лопатой слева? Он копает могилу... И это - на переднем плане картины...

Но я написал по поводу самого музея. Почему музей превращен в монастырь? Почему им управляют какие-то попы?

То, что музей построен на деньги монастыря - это пусть экскурсовод "вешает лапшу" наивным слушателям.
Это все сделано на федеральные деньги, через Минкультуры.
И зарплату сотрудники получают от Минкультуры..

Я был там со знакомой (мы - не очень юны, брали билеты по пенсионным). С высшим образованием и хорошим кругозором...
После экскурсии она спросила: "А с чего тут вообще сошлись две армии? Что было причиной?

Диарамма...
А сколько экскурсантов дошло до реки Угры (до нее - 200-300 м), чтобы посмотреть живой вид? Я вам скажу - два человека из 3-4 десяткой. Мы с подругой.
А кто видел Угру с вышки? Никто! Никто туда не заходит (экскурсовод не вела!), да и не видно там ничего (за домами).

Этот музей - далеко не единственный такой пример. Но очень яркий.

Экскурсовод говорит, что дорога символизирует трудный путь Руси, а не образ Руси, я два раза была на экскурсии, оба раза так слышала, а вы наверное плохо слушали. И это действительно так, когда Русь шла по лёгкой дороге? Да никогда.
А образ Руси - девочка, пришедшая накормить пленных татар. Любовь и прощение. Победа зла любовью.
Не пойму, что вас возмущает. Художник был верующим человеком и создал диораму там и так как он посчитал нужным.
Сделайте вы хоть что-нибудь, потом вас покритикуют.
Далее события 1480 года, когда православная церковь играла важную роль в истории, как вы предлагаете это обойти? Вот это и будет искажение истории.
И что не так с могилой? Погибших не надо было хоронить? Тем более возможно художник предчувствовал свою смерть. И себя он изобразил с раненой головой и погиб от инсульта.
Не музей превращён в монастырь, а монастырь взял на себя труд сделать музей. Не нравится такая трактовка? Ходите в цивильные музеи. Ах нет цивильного на эту тему? А что ж вы неверующие на попе ровно сидите, пока верующие музеи даже ценой своей жизни устраивают?
А что неясно в причинах Столкновения было для вашей знакомой с высшим образованием? Это такой сложный вопрос? Экскурсия призвана не разжевывать, а зажечь интерес в людях, особенно в детях, далее каждый сам может почитать дополнительно на эту тему.
Экскурсовод должен за руку к угре всех водить? Она предложила сходить, кто захотел пошёл.
В зале есть и фото Угры сверху, с вертолёта или беспилотника.
Считаю что вы совершенно без толку брюзжите.
А я рада что есть такой музей, побольше бы таких. После экскурсии прошлогодней сын знакомых 5 лет проникся русскими богатырями, попросил меч шлем и кольчугу) пока купили меч и шлем. Побольше бы таких музеев.

"Трудный путь России" и "образ России" - это одно и то же, по сути.

Вам понравилось? Что ж, бывает...
Я такую логику встречаю части. Это из разряда "не беда, что все пропало, лишь бы не было войны"...

Выделили на музей 10 млн., по факту истратили 1, остальное украли. Логика наших людей - "хорошо, хоть 1 истратили с пользой"...

Музей - вроде лучше, чем ничего. Но на самом деле - это пример коррупции и того самого извращения истории, с которой мы якобы боремся.

Я вам на 98% уверен, что все это строилось на федеральные деньги. И на эти же деньги поддерживается сегодня.
А вместо нормального музея монастырь хапнул для себя земли и построил тут свой филиал. И на 10% от выделенных денег сбацал что-то за 3-4 месяца.

Спасибо Вам огромное за такой содержательный и искренний комментарий! Лучше и не скажешь!

Вы посмотрите на свой фоторепортаж.
Угры-то у вас вообще нет. С таким же успехом такой музей можно было сделать на Красной площади в Москве.

Вид на храм-новострой есть, а вида на Угру - нет.
Фото картин со старцами у вас есть, а фото схем боевых действий - нет.

Вот как выглядит история с вашем изложении - главное помолиться...

Спасибо за Ваше мнение.

пенсинерка

(Anonymous)
Да, клерикализм очевиден и раздражает.

Re: пенсинерка

А меня вот атеизм не раздражает. Каждому свое.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли доехать до этого места на общественном транспорте из Калуги?

К сожалению, не знаю, т.к. мы туда ездили на автомобиле. Лучше Вам это в интернете уточнить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account